Источники региональных рейтингов
Место в экосистеме
Каковы ценность и основная функция участника экосистемы?
Большая часть ЦУР на национальном уровне не может быть достигнута без надлежащего участия и координации работы с региональными и местными органами власти. В соответствии с мировой практикой важным элементом устойчивости развития регионов/городов является открытость и прозрачность деятельности региональных и местных органов власти. Результаты отчета Счетной палаты Российской Федерации по исследованию достижения ЦУР на региональном уровне свидетельствуют, что регионы в целом обладают необходимым объемом полномочий для реализации ЦУР и соответствующих им задач. Планирование и управление устойчивым развитием на уровне региона/города нуждается в действенных инструментах оценки и мониторинга.
Внешняя оценка регионов и городов России по основным факторам/компонентам устойчивого развития (ESG) позволяет определить лидеров и аутсайдеров среди регионов/городов, оценить сбалансированность различных направлений их развития, определить их конкурентные преимущества и драйверы роста, а также проблемы. Мотивировать региональные и местные власти к корректировке приоритетов регионального развития и проведению более эффективной управленческой политики. Также высокие результаты оценки региона способствуют повышению его инвестиционной привлекательности и улучшению имиджа для различных заинтересованных сторон.
Деятельность по составлению рейтингов/рэнкингов/индексов в области устойчивого развития регионов/городов в России не требует получения специальных лицензий, и аккредитаций от регулятора. Нормативное регулирование подобной оценки в России практически отсутствует как в части обязательных требований, так и в части рекомендаций федеральных органов власти, регуляторов или бизнес-объединений. Банк России в 2023 г. в Модельной методологии ESG-рейтингов компаний указал, что не предполагает в ближайшее время разрабатывать методологию для ESG-рейтингов регионов.
Функции и задачи
Что конкретно делает участник экосистемы для реализации своей основной функции?
Разработка качественного аналитического инструмента с учетом международных стандартов на основе прозрачной методологии, соответствующей поставленным целям и задачам оценки, определение источников сбора данных и принципа отбора индикаторов для оценки.
Формирование набора корректных, адекватных, качественных, значимых и достаточных индикаторов/показателей, данные по которым могут собираться на регулярной основе и в соответствии с выбранным уровнем территориального охвата.
Анализ данных из определенных источников, формирование базы данных, их обработка в соответствии с заявленной методологией, получение итогового результата в виде рейтинга/рэнкинга/индекса.
Представление полученных результатов в наглядной форме с необходимыми пояснениями и выводами, доведение полученных результатов до представителей целевой аудитории продукта.
Совершенствование методологии аналитического инструмента с учетом:
- запросов и предложений от представителей целевых аудиторий;
- развития источников и методов получения данных;
- объективных ограничений для сбора данных по отдельным индикаторам;
- нормативных требований регуляторов (в случае их наличия);
- развития законодательства и нормативных требований в сфере углеродного регулирования и климатической повестки.
Стимулирование развития открытой статистической отчетности в России на региональном и местном уровне
Методы и механизмы
Какими инструментами участник экосистемы реализует свою основную функцию?
Методологии поставщиков рейтингов/рэнкингов/индексов в сфере устойчивого развития.
В каталоге национальных стандартов Росстандарта вопросам устойчивого развития территорий посвящены:
- ГОСТ Р ИСО 37100-2018 «Устойчивое развитие и адаптивность сообществ. Словарь»;
- ГОСТ Р ИСО 37120-2020 «Устойчивое развитие сообщества. Показатели городских услуг и качества жизни»;
- ГОСТ Р ИСО 37101-2018 «Устойчивое развитие в сообществах. Система менеджмента. Общие принципы и требования»;
- ГОСТ Р 56548-2015 «Устойчивое развитие административно-территориальных образований. Системы менеджмента качества. Общие принципы и требования».
Среди ключевых международных стандартов и инструментов, на которые опираются составители российских рейтингов/рэнкингов/индексов регионов и городов, прежде всего, выделяются:
- Перечень показателей достижений Целей устойчивого развития ООН, Национальный набор показателей ЦУР;
- Индекс Regional Well Being ОЭСР, Инициатива ОЭСР «Территориальный подход к ЦУР»;
- City Prosperity Index Программы ООН по населенным пунктам;
- Инициативы Всемирного банка по оценке устойчивого развития территорий;
- Рекомендации UCLG (Международной организации «Объединенные города и населенные пункты») по локализации ЦУР.
Серия международных стандартов ISO по устойчивому развитию территорий (ISO 37120, ISO 37101, ISO 37104, ISO 37105, ISO 37106, ISO 37121, ISO 18091 и др.).
Международные рейтинги/рэнкинги/индексы городов, составляемые различными организациями и институтами (Mercer, EIU, IESE, QS и др.).
Инструменты оценки устойчивого развития территорий можно сгруппировать:
- по охвату: на инструменты оценки
- регионов,
- городов.
- по направлениям оценки:
- комплексные (т. е. оценивающие одновременно несколько основных направлений устойчивого развития территории),
- тематические (охватывающие одно направление);
- по формату представления результатов:
- рейтинги,
- рэнкинги,
- индексы;
- по формату отбора участников:
- на основе объективных критериев и с учетом возможности получения достаточного объема данных для расчета,
- на основе самозаявления участников (прежде всего касается процедуры присвоения ESG-рейтингов рейтинговыми агентствами);
- по методам сбора данных на основе:
- открытых и (или) общедоступных (в том числе на платной основе) источников,
- закрытых данных, предоставляемых самими объектами рейтингования,
- опросов.
Источники данных для оценки регионов включают статистические данные, данные опросов, экспертные оценки, данные картографических сервисов, агрегированные данные различных пользовательских сервисов, публичные материалы, размещенные на информационных ресурсах региональных органов власти и органов местного самоуправления, стратегические и программные документы регионального/местного уровня
Драйверы
Какие факторы оказывают основное влияние на данного участника экосистемы?
- Повышение информированности представителей региональных органов власти и органов местного самоуправления о повестке устойчивого развития.
- Развитие нормативной базы в сфере ответственного финансирования и углеродного регулирования.
- Ограничение возможностей участия российских регионов и городов в настоящий момент в международных рейтингах/рэнкингах/индексах.
- Рост востребованности надежных аналитических инструментов оценки развития регионов и городов со стороны федеральных органов власти и институтов развития.
- Востребованность формирования дополнительных аналитических инструментов для сравнения и сопоставления регионов в рамках реализации национальных проектов.
- Расширение возможностей использования данных из нестатистических источников (картографические сервисы, инструменты Big Data, информационные сервисы и др.).
- Учет вопросов устойчивого развития и факторов ESG в региональных документах стратегического планирования, развитие региональных инструментов мониторинга реализации Повестки-2030
Ключевые тенденции
Что происходит с участником экосистемы, его местом, продуктами, значением?
- Система оценки устойчивого развития территорий в России постепенно сближается по набору инструментов с системой оценки устойчивого развития компаний (ESG-оценки).
- На рынок рейтингов/рэнкингов/индексов территорий выходят новые игроки — ключевые составители ESG-рейтингов компаний, крупные банки и институты развития.
- Развитие практики оценки компаниями — лидерами российского бизнеса своего вклада в развитие территорий присутствия (индексы, оценка социального воздействия).
- В России развитие комплексной ESG-оценки регионов идет параллельно с развитием тематических рейтингов регионов по отдельным направлениям устойчивого развития (качество жизни, качество городской среды и т. п.).
- Предпринимаются попытки стандартизации и разработки единых подходов к интеграции ESG-факторов в систему регионального управления, стратегического планирования и мониторинга достижения целей устойчивого развития.
- Расширяется практика оценки отдельных направлений устойчивого развития регионов на основе данных, предоставляемых самими объектами оценки. По такому пути идут операторы кредитных рейтингов, органы власти и институты развития, т. е. составители рейтингов, в продуктах которых наиболее заинтересованы сами регионы. Вместе с тем такая практика несет риски снижения объективности полученных результатов.
Уровень зрелости
В какой степени соотносится состояние развития российских элементов экосистемы с международным уровнем?
Система оценки устойчивого развития регионов/городов в России пока находится в стадии формирования и, в отличие от системы оценки устойчивого развития (ESG-оценки) компаний, исторически практически не опирается на систему международных инструментов и стандартов, а развивается с учетом российской специфики.
Комплексная оценка устойчивого развития регионов в России существенно отстает от международных практик в силу слабого развития системы региональной и муниципальной статистики в части показателей, учитываемых в ключевых международных рейтингах и индексах. Прежде всего это касается оценки развития городов.
Вместе с тем в России ESG-терминология применительно к устойчивому развитию регионов и городов в последние три года приобрела гораздо большую популярность, чем на международном уровне. Это обусловило появление уникальных инструментов ESG-оценки территорий, не имеющих прямых зарубежных аналогов
Авторы секции
Кем подготовлено описание участника экосистемы?
«Агентство Эс Джи Эм» — российская консалтингово-аналитическая компания, специализирующаяся на исследованиях в области устойчивого развития регионов, городов, корпоративного сектора. С 2013 г. на ежегодной основе публикует рейтинги устойчивого развития городов России (охват — 186 городов с населением более 100 тыс. человек), а с 2021 г. также Рэнкинг устойчивого развития регионов России, проводит конференции и круглые столы по вопросам устойчивого развития регионов и городов.
www.agencysgm.comВалидация секции
Кем выполнен обзор и анализ описания участника экосистемы?
Редакция от июня 2024 года.