Источники региональных рейтингов

Целевая аудитория

На кого направлена деятельность участника экосистемы?

Целевой аудиторией являются:

  • инвесторы и финансовые институты, участвующие в реализации инвестиционных проектов на уровне регионов и городов России;
  • федеральные органы власти и институты развития;
  • региональные органы власти и органы местного самоуправления;
  • широкий круг других заинтересованных сторон (бизнес, общественные организации, СМИ, научно-исследовательские организации, экспертное сообщество и т. д.)

Место в экосистеме

Каковы ценность и основная функция участника экосистемы?

Большая часть ЦУР на национальном уровне не может быть достигнута без надлежащего участия и координации работы с региональными и местными органами власти. В соответствии с мировой практикой важным элементом устойчивости развития регионов/городов является открытость и прозрачность деятельности региональных и местных органов власти. Результаты отчета Счетной палаты Российской Федерации по исследованию достижения ЦУР на региональном уровне свидетельствуют, что регионы в целом обладают необходимым объемом полномочий для реализации ЦУР и соответствующих им задач. Планирование и управление устойчивым развитием на уровне региона/города нуждается в действенных инструментах оценки и мониторинга.

Внешняя оценка регионов и городов России по основным факторам/компонентам устойчивого развития (ESG) позволяет определить лидеров и аутсайдеров среди регионов/городов, оценить сбалансированность различных направлений их развития, определить их конкурентные преимущества и драйверы роста, а также проблемы. Мотивировать региональные и местные власти к корректировке приоритетов регионального развития и проведению более эффективной управленческой политики. Также высокие результаты оценки региона способствуют повышению его инвестиционной привлекательности и улучшению имиджа для различных заинтересованных сторон.

Деятельность по составлению рейтингов/рэнкингов/индексов в области устойчивого развития регионов/городов в России не требует получения специальных лицензий, и аккредитаций от регулятора. Нормативное регулирование подобной оценки в России практически отсутствует как в части обязательных требований, так и в части рекомендаций федеральных органов власти, регуляторов или бизнес-объединений. Банк России в 2023 г. в Модельной методологии ESG-рейтингов компаний указал, что не предполагает в ближайшее время разрабатывать методологию для ESG-рейтингов регионов.

Функции и задачи

Что конкретно делает участник экосистемы для реализации своей основной функции?

Разработка качественного аналитического инструмента с учетом международных стандартов на основе прозрачной методологии, соответствующей поставленным целям и задачам оценки, определение источников сбора данных и принципа отбора индикаторов для оценки.

Формирование набора корректных, адекватных, качественных, значимых и достаточных индикаторов/показателей, данные по которым могут собираться на регулярной основе и в соответствии с выбранным уровнем территориального охвата.

Анализ данных из определенных источников, формирование базы данных, их обработка в соответствии с заявленной методологией, получение итогового результата в виде рейтинга/рэнкинга/индекса.

Представление полученных результатов в наглядной форме с необходимыми пояснениями и выводами, доведение полученных результатов до представителей целевой аудитории продукта.

Совершенствование методологии аналитического инструмента с учетом:

  • запросов и предложений от представителей целевых аудиторий;
  • развития источников и методов получения данных;
  • объективных ограничений для сбора данных по отдельным индикаторам;
  • нормативных требований регуляторов (в случае их наличия);
  • развития законодательства и нормативных требований в сфере углеродного регулирования и климатической повестки.

Стимулирование развития открытой статистической отчетности в России на региональном и местном уровне

Методы и механизмы

Какими инструментами участник экосистемы реализует свою основную функцию?

Методологии поставщиков рейтингов/рэнкингов/индексов в сфере устойчивого развития.

В каталоге национальных стандартов Росстандарта вопросам устойчивого развития территорий посвящены:

  • ГОСТ Р ИСО 37100-2018 «Устойчивое развитие и адаптивность сообществ. Словарь»;
  • ГОСТ Р ИСО 37120-2020 «Устойчивое развитие сообщества. Показатели городских услуг и качества жизни»;
  • ГОСТ Р ИСО 37101-2018 «Устойчивое развитие в сообществах. Система менеджмента. Общие принципы и требования»;
  • ГОСТ Р 56548-2015 «Устойчивое развитие административно-территориальных образований. Системы менеджмента качества. Общие принципы и требования».

Среди ключевых международных стандартов и инструментов, на которые опираются составители российских рейтингов/рэнкингов/индексов регионов и городов, прежде всего, выделяются:

  • Перечень показателей достижений Целей устойчивого развития ООН, Национальный набор показателей ЦУР;
  • Индекс Regional Well Being ОЭСР, Инициатива ОЭСР «Территориальный подход к ЦУР»;
  • City Prosperity Index Программы ООН по населенным пунктам;
  • Инициативы Всемирного банка по оценке устойчивого развития территорий;
  • Рекомендации UCLG (Международной организации «Объединенные города и населенные пункты») по локализации ЦУР.

Серия международных стандартов ISO по устойчивому развитию территорий (ISO 37120, ISO 37101, ISO 37104, ISO 37105, ISO 37106, ISO 37121, ISO 18091 и др.).

Международные рейтинги/рэнкинги/индексы городов, составляемые различными организациями и институтами (Mercer, EIU, IESE, QS и др.).

Инструменты оценки устойчивого развития территорий можно сгруппировать:

  1. по охвату: на инструменты оценки
    • регионов,
    • городов.
    При оценке регионов, как правило, рассматриваются все субъекты Российской федерации, а рейтинги/рэнкинги/индексы городов заметно отличаются по охвату — могут оценивать как все российские города (Индекс качества городской среды, ДОМ.РФ), так и выборку городов, определенных по критериям численности населения и/или административного статуса;
  2. по направлениям оценки:
    • комплексные (т. е. оценивающие одновременно несколько основных направлений устойчивого развития территории),
    • тематические (охватывающие одно направление);
  3. по формату представления результатов:
    • рейтинги,
    • рэнкинги,
    • индексы;
  4. по формату отбора участников:
    • на основе объективных критериев и с учетом возможности получения достаточного объема данных для расчета,
    • на основе самозаявления участников (прежде всего касается процедуры присвоения ESG-рейтингов рейтинговыми агентствами);
  5. по методам сбора данных на основе:
    • открытых и (или) общедоступных (в том числе на платной основе) источников,
    • закрытых данных, предоставляемых самими объектами рейтингования,
    • опросов.

Источники данных для оценки регионов включают статистические данные, данные опросов, экспертные оценки, данные картографических сервисов, агрегированные данные различных пользовательских сервисов, публичные материалы, размещенные на информационных ресурсах региональных органов власти и органов местного самоуправления, стратегические и программные документы регионального/местного уровня

Состав участников

Какие российские и зарубежные организации являются примером участника экосистемы?

  • AV Group — Индекс конкурентоспособности регионов. Рейтинговое Агентство RAEX — ESG-рэнкинг регионов, Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов.
  • Агентство стратегических инициатив — Рейтинг качества жизни, Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата.
  • ООО «Агентство Эс Джи Эм» — Рейтинг устойчивого развития городов России, Рэнкинг устойчивого развития регионов России.
  • Рейтинговое Агентство АКРА — Экологический рейтинг субъектов Российской Федерации.
  • ВЭБ.РФ — Индекс качества жизни (городов). ДОМ.РФ / Министерство строительства и ЖКХ Российской Федерации — Индекс качества городской среды.
  • Общественная организация «Зеленый патруль» — Экологический рейтинг регионов.
  • Национальное рейтинговое агентство — Рэнкинг устойчивого развития и интеграции ESG-критериев в деятельность субъектов Российской Федерации.
  • Рейтинговое агентство «Национальные кредитные рейтинги» — Рейтинг качества жизни населения в российских регионах.
  • Национальный ESG-Альянс / Технологии доверия — Индекс качества жизни территорий присутствия компаний ESG-Альянса.
  • «Рейтинговое агентство «РИА Рейтинг» — Рейтинг качества жизни населения в российских регионах.
  • Сбер/ВЭБ.РФ — ESG-индекс городов и регионов России. Фонд климатической безопасности — Экорейтинг регионов Российской Федерации

Драйверы

Какие факторы оказывают основное влияние на данного участника экосистемы?

  • Повышение информированности представителей региональных органов власти и органов местного самоуправления о повестке устойчивого развития.
  • Развитие нормативной базы в сфере ответственного финансирования и углеродного регулирования.
  • Ограничение возможностей участия российских регионов и городов в настоящий момент в международных рейтингах/рэнкингах/индексах.
  • Рост востребованности надежных аналитических инструментов оценки развития регионов и городов со стороны федеральных органов власти и институтов развития.
  • Востребованность формирования дополнительных аналитических инструментов для сравнения и сопоставления регионов в рамках реализации национальных проектов.
  • Расширение возможностей использования данных из нестатистических источников (картографические сервисы, инструменты Big Data, информационные сервисы и др.).
  • Учет вопросов устойчивого развития и факторов ESG в региональных документах стратегического планирования, развитие региональных инструментов мониторинга реализации Повестки-2030

Ключевые тенденции

Что происходит с участником экосистемы, его местом, продуктами, значением?

  • Система оценки устойчивого развития территорий в России постепенно сближается по набору инструментов с системой оценки устойчивого развития компаний (ESG-оценки).
  • На рынок рейтингов/рэнкингов/индексов территорий выходят новые игроки — ключевые составители ESG-рейтингов компаний, крупные банки и институты развития.
  • Развитие практики оценки компаниями — лидерами российского бизнеса своего вклада в развитие территорий присутствия (индексы, оценка социального воздействия).
  • В России развитие комплексной ESG-оценки регионов идет параллельно с развитием тематических рейтингов регионов по отдельным направлениям устойчивого развития (качество жизни, качество городской среды и т. п.).
  • Предпринимаются попытки стандартизации и разработки единых подходов к интеграции ESG-факторов в систему регионального управления, стратегического планирования и мониторинга достижения целей устойчивого развития.
  • Расширяется практика оценки отдельных направлений устойчивого развития регионов на основе данных, предоставляемых самими объектами оценки. По такому пути идут операторы кредитных рейтингов, органы власти и институты развития, т. е. составители рейтингов, в продуктах которых наиболее заинтересованы сами регионы. Вместе с тем такая практика несет риски снижения объективности полученных результатов.

Уровень зрелости

В какой степени соотносится состояние развития российских элементов экосистемы с международным уровнем?

Система оценки устойчивого развития регионов/городов в России пока находится в стадии формирования и, в отличие от системы оценки устойчивого развития (ESG-оценки) компаний, исторически практически не опирается на систему международных инструментов и стандартов, а развивается с учетом российской специфики.

Комплексная оценка устойчивого развития регионов в России существенно отстает от международных практик в силу слабого развития системы региональной и муниципальной статистики в части показателей, учитываемых в ключевых международных рейтингах и индексах. Прежде всего это касается оценки развития городов.

Вместе с тем в России ESG-терминология применительно к устойчивому развитию регионов и городов в последние три года приобрела гораздо большую популярность, чем на международном уровне. Это обусловило появление уникальных инструментов ESG-оценки территорий, не имеющих прямых зарубежных аналогов

Авторы секции

Кем подготовлено описание участника экосистемы?

«Агентство Эс Джи Эм» — российская консалтингово-аналитическая компания, специализирующаяся на исследованиях в области устойчивого развития регионов, городов, корпоративного сектора. С 2013 г. на ежегодной основе публикует рейтинги устойчивого развития городов России (охват — 186 городов с населением более 100 тыс. человек), а с 2021 г. также Рэнкинг устойчивого развития регионов России, проводит конференции и круглые столы по вопросам устойчивого развития регионов и городов.

www.agencysgm.com
Долгих Елена Ивановна, генеральный директор, к. э. н.
Ерлич Виктор Александрович, старший аналитик

Валидация секции

Кем выполнен обзор и анализ описания участника экосистемы?

Синицын Александр Владимирович, руководитель проектного офиса по устойчивому развитию


Редакция от июня 2024 года.