Источники тематических рейтингов

Целевая аудитория

На кого направлена деятельность участника экосистемы?

  • Акционеры, инвесторы, поставщики финансового капитала.
  • Компании (органы управления компаниями) и бизнес-объединения.
  • Органы государственной власти, Банк России и институты развития.
  • Общественные организации, НКО и СМИ.
  • Потребители продукции/услуг, поставщики и контрагенты, персонал, жители территорий присутствия компаний

Место в экосистеме

Каковы ценность и основная функция участника экосистемы?

Тематические рейтинги/рэнкинги устойчивого развития российских компаний (например, в части оценки корпоративного управления) появились раньше комплексных инструментов ESG-оценки, но и по мере формирования ESG-рейтингов/рэнкингов тематические рейтинги по отдельным ESG-факторам сохраняются и развиваются как самостоятельный формат оценки компаний. Тематические рейтинги, как правило, предназначены для узкой целевой аудитории, при этом решают более конкретные задачи. Наиболее распространены в России две группы тематических рейтингов — оценки качества управления и экологического воздействия.

Тематические рейтинги в России в большей степени ориентированы именно на специфику национального законодательства, особенности российской практики раскрытия публичной нефинансовой отчетности и учитывают высокую вовлеченность российских компаний в решение социально-экономических и экологических проблем регионов их присутствия.

Для разных групп внешних заинтересованных сторон пока более прикладными являются инструменты оценки по отдельным направлениям устойчивого развития / ESG-факторам.

  • Для внешних инвесторов, партнеров и контрагентов особый интерес представляет оценка факторов корпоративного управления, так как они непосредственно влияют на финансовые результаты деятельности компании.
  • Оценка экологических факторов деятельности компаний может быть интересна наиболее широкому кругу заинтересованных сторон, в том числе инвесторам, федеральным органам власти, НКО и жителям территорий, на которых компании осуществляют свою деятельность. Отдельное ответвление оценки в рамках фактора E связано с оценкой адаптации компаний к климатическим изменениям и их результативности в достижении углеродной нейтральности.
  • Для федеральных и региональных органов власти и институтов развития важна оценка социального воздействия деятельности компаний. В условиях, когда крупный бизнес становится основным гарантом социальной стабильности в монопрофильных городах и на других ключевых территориях своего присутствия, государство и общество заинтересованы в объективных инструментах оценки эффективности вклада компаний в развитие территорий присутствия. Со стороны самих компаний также востребованы инструменты оценки эффективности социальных инвестиций, особенно с учетом развития инструментов импакт-инвестирования. Вместе с тем это направление оценки пока наименее проработано и имеет хороший потенциал для дальнейшего развития.
    В оценке фактора S заинтересованы также сотрудники корпораций. Это позволяет им увидеть уровень социальной поддержки как внутри корпораций (как правило с разветвленной структурой), так и в сравнении с другими компаниями

Функции и задачи

Что конкретно делает участник экосистемы для реализации своей основной функции?

  • Разработка инструментария для оценки, в том числе определение способов и источников сбора данных для оценки, выборки компаний, формирование набора корректных, адекватных, качественных, значимых и достаточных индикаторов/показателей.
  • Формирование открытой и понятной методологии оценки с указанием целей и задач оценки, потенциальной целевой аудитории, описанием рейтинговой шкалы.
  • Обсуждение методологии с представителями заинтересованных сторон, ее доработка с учетом полученных предложений и рекомендаций.
  • Сбор данных и их обработка в соответствии с утвержденной методологией, расчет итоговых результатов и их доведение до целевой аудитории продукта

Методы и механизмы

Какими инструментами участник экосистемы реализует свою основную функцию?

Инструменты оценки фактора G в российских компаниях учитывают:

  • Российский кодекс корпоративного управления;
  • Принципы корпоративного управления ОЭСР;
  • Рекомендации Банка России по раскрытию публичными акционерными обществами нефинансовой информации, связанной с деятельностью таких обществ;
  • Рекомендации Банка России по учету Советом директоров публичных акционерных обществ ESG-факторов, а также вопросов устойчивого развития;
  • Модельная методология ESG-рейтингов, подготовленная Банком России;
  • Методические рекомендации Министерства экономического развития Российской Федерации по подготовке отчетности об устойчивом развитии.

Инструменты оценки фактора S в основном опираются на российское законодательство, рекомендации Банка России и Минэкономразвития России, учитывают Социальную хартию российского бизнеса.

Инструменты оценки фактора E прежде всего опираются на международные стандарты раскрытия компаниями экологической информации, а также на отраслевые стандарты и установленные формы экологической отчетности бизнеса.

В качестве источников данных для составления тематических рейтингов компаний используются:

  • материалы нефинансовых отчетов (об устойчивом развитии, ESG-отчетов/экологических/социальных и др.), годовых (в том числе интегрированных) отчетов, других документов компании, прямые ссылки на которые указаны в этих отчетах;
  • финансовые отчеты, отчеты эмитента, отчеты о соответствии кодексу корпоративного управления Банка России;
  • материалы сайтов компаний, внутренние документы компаний;
  • результаты анкетирования представителей компании;
  • другие открытые интернет-источники.

Результатом оценки в зависимости от методологии может быть ранжированный список компаний (рэнкинг) или количественная оценка объекта рейтингования, соответствующая одной из градаций рейтинговой шкалы (рейтинг).
Информация о присвоении рейтинга и аналитические материалы по итогам оценки конкретных компаний могут иметь закрытый характер в случае соответствующих договоренностей с компаниями — объектами оценки

Состав участников

Какие российские и зарубежные организации являются примером участника экосистемы?

  • Агентство корпоративного управления «Да-Стратегия» — ESG-рейтинг устойчивого корпоративного управления.
  • Рейтинговое агентство АК&M — Рейтинг социальной эффективности крупнейших российских компаний, Рейтинг ответственности перед обществом, Рейтинг нефинансовой отчетности, Рейтинг углеродного следа.
  • Российский институт директоров — Национальный рейтинг корпоративного управления.
  • «Мониторинг устойчивого развития» — Рейтинг готовности к энергопереходу

Драйверы

Какие факторы оказывают основное влияние на данного участника экосистемы?

  • Развитие систем стандартизации нефинансовой отчетности в России;
  • развитие федеральной нормативной базы, публикация рекомендаций Банка России, рекомендации Минэкономразвития России;
  • рост вовлеченности малого и среднего бизнеса в повестку ESG в рамках цепочек поставок и в рамках региональных инициатив;
  • усиление акцента на социальных эффектах деятельности крупного бизнеса в текущих социально-экономических и геополитических реалиях;
  • развитие в России инструментов и практики импакт-инвестиций;
  • развитие инструментов комплексной ESG-оценки с учетом модельной методологии ESG-рейтингов Банка России

Ключевые тенденции

Что происходит с участником экосистемы, его местом, продуктами, значением?

  • В новых социально-экономических и геополитических реалиях заметно возросло значение социальных и управленческих факторов.
  • Перед крупным бизнесом стоят задачи сохранения непрерывной жизнедеятельности предприятий и организаций, восстановление выпадающих звеньев производственных цепочек за счет импортозамещения на базе национальной инфраструктуры и выстраивание эффективных коммуникаций между федеральными, региональными органами власти, бизнесом, инвестиционным сообществом и другими заинтересованными сторонами.
  • Растет интерес со стороны компаний к формированию собственных инструментов оценки эффективности социальных инвестиций.
  • С 2022 г. выросла востребованность со стороны органов власти в новых инструментах для оценки вклада компаний в развитие территорий присутствия и в сохранение социальной стабильности на этих территориях.
  • Определенные сложности для оценки деятельности компаний на основе их публичной нефинансовой отчетности могут возникнуть из-за отказа ряда компаний от публикации некоторых сведений о деятельности компании в отчетах или в целом от публикации отчетов об устойчивом развитии с целью снижения санкционных рисков

Уровень зрелости

В какой степени соотносится состояние развития российских элементов экосистемы с международным уровнем?

Специфика крупных российских компаний, связанная с их повышенной вовлеченностью в обеспечение функционирования социальной и городской инфраструктуры на территориях присутствия, ограничивает применение общепринятых международных стандартов в части S-компонента ESG-оценки.

Инструменты оценки качества управления в российских компаниях и экологических факторов деятельности компаний в целом опираются на международный опыт в этой сфере и корректируются, помимо прочего, с учетом изменения международных трендов.

Авторы секции

Кем подготовлено описание участника экосистемы?

«Агентство Эс Джи Эм» — российская консалтингово-аналитическая компания, специализирующаяся на исследованиях в области устойчивого развития регионов, городов, корпоративного сектора. С 2013 г. на ежегодной основе публикует рейтинги устойчивого развития городов России (охват — 186 городов с населением более 100 тыс. человек), а с 2021 г. также Рэнкинг устойчивого развития регионов России, проводит конференции и круглые столы по вопросам устойчивого развития регионов и городов.

www.agencysgm.com
Долгих Елена Ивановна, генеральный директор, к. э. н.
Ерлич Виктор Александрович, старший аналитик

Валидация секции

Кем выполнен обзор и анализ описания участника экосистемы?

Ерёмина Людмила Валентиновна, заместитель Генерального директора AK&M
Тюнькова Светлана Станиславовна, начальник отдела по развитию AK&M


Редакция от июня 2024 года.