Законодательные органы – Государственная дума
Место в экосистеме
Каковы ценность и основная функция участника экосистемы?
Государственная Дума Российской Федерации наряду с другими государственными регуляторами в сфере ESG (Центральный банк Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России), госкорпорация ВЭБ.РФ) стремится создать комфортные нормативно-правовые условия, стимулирующие деятельность российских компаний по достижению целей устойчивого развития, основываясь на национальных интересах страны.
Ключевые роли:
- совершенствование «твердого» каркаса федерального законодательства — Государственная Дума, Совет Федерации;
- формирование через нормативные правовые акты системы «мягкого права» (таксономия, рекомендации, указания и т. д.) — Правительство Российской Федерации, Банк России, Минэкономразвития России, ВЭБ.РФ;
- парламентский контроль за правоприменительной практикой, корректировка государственных программ — Государственная Дума и Правительство России.
Ценности:
- учет национальных интересов страны и пяти национальных целей развития, определенных Президентом Российской Федерации в качестве приоритетных;
- протекционизм для отечественных компаний;
- налаживание взаимодействия финансового сектора и реального сектора экономики для достижения целей устойчивого развития.
Особенности продуктов:
- экспертное обсуждение проектов нормативно-правовых документов;
- оценка регулирующего воздействия новых документов;
- анализ правоприменительной практики и влияния на бизнес-процессы.
Законодательный орган самостоятельно определяет направления своей деятельности. Вместе с тем, учитывая выборность органа, влияние на приоритетность работы оказывает общественный запрос со стороны избирателей и интересов развития субъектов Российской Федерации.
Функции и задачи
Что конкретно делает участник экосистемы для реализации своей основной функции?
В парламенте создаются профильные консультативно-совещательные органы, в которые приглашаются ключевые представители бизнеса, экспертного сообщества, научных организаций. В Государственной Думе создан подкомитет и Экспертный совет по устойчивому развитию и зеленому финансированию при Комитете Государственной Думы по финансовому рынку, задачами которых является формирование предпосылок для последующего законодательного регулирования. Также в восьмом созыве Государственной Думы образована межфракционная рабочая группа по правовому обеспечению внедрения зеленой экономики как одного из направлений устойчивого развития.
Таким образом, формируется костяк из числа парламентариев, которые выступают на профильных конференциях, в СМИ, формулируя и обозначая позицию законодательного органа в части создания нормативно-правового сопровождения процессов ESG-трансформации российской экономики. В настоящее время идет сбор предложений по законопроектной деятельности.
Методы и механизмы
Какими инструментами участник экосистемы реализует свою основную функцию?
Одним из основных консультативно-совещательных двигателей ESG-повестки в Государственной Думе является Экспертный совет по устойчивому развитию и зеленому финансированию при комитете Государственной Думы по финансовому рынку.
В его функции входит анализ практики реализации федеральных законов по направлениям законотворческой деятельности комитета Государственной Думы по финансовому рынку.
- Разработка рекомендаций по совершенствованию федерального законодательства по вопросам ведения комитета Государственной Думы по финансовому рынку;
- экспертная оценка последствий принятия законопроектов и проектов иных нормативных правовых актов, относящихся к вопросам ведения комитета. Содействие в подготовке заключений комитета по финансовому рынку на внесенные в Государственную Думу законопроекты;
- правовая оценка, разработка поправок к проектам федеральных законов, подготавливаемым комитетом по финансовому рынку к рассмотрению во втором чтении, и представление по ним рекомендаций;
- участие в подготовке и проведении парламентских слушаний, круглых столов, конференций и иных публичных мероприятий по тематике деятельности комитета Государственной Думы по финансовому рынку.
Регулирующие документы:
- Конституция Российской Федерации, принята в 1993 году;
- Федеральный закон от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ «О статусе сенатора Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;
- Регламент Государственной Думы. Принят постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 года № 2134-II ГД.
Драйверы
Какие факторы оказывают основное влияние на данного участника экосистемы?
Одним из ключевых факторов являются ежегодные Послания Президента России к Федеральному Собранию Российской Федерации, который в соответствии с Конституцией России определяет основные направления внешней и внутренней политики.
Вторым, но не менее значимым являются запросы со стороны граждан к выборным органам публичной власти. Ориентируясь на социальную значимость, политики в законодательных органах выстраивают собственную деятельность.
Третьим фактором являются национальные проекты и государственные программы.
К третьему фактору относится единая денежно-кредитная политика, которую определяет Центральный банк Российской Федерации, создающий системные условия для функционирования финансовой системы и экономики в целом для достижения целей ESG-повестки, а также основные направления развития финансового рынка.
Четвертым фактором является деятельность финансово-экономического блока Правительства Российской Федерации, определяющего бюджетную и налоговую политику государства, в том числе стимулы для повышения привлекательности инвестиционных проектов в области зеленой экономики.
Ключевые тенденции
Что происходит с участником экосистемы, его местом, продуктами, значением?
Процессы, происходящие с законодательным органом, как правило, носят публичный характер. Они активно освещаются в СМИ, обсуждаются в экспертном сообществе и бизнес-ассоциациях. К непубличным процессам можно отнести проникновение ESG-повестки в политическую культуру и личную заинтересованность отдельных политических акторов в актуализации тематики устойчивого развития.
На данном этапе развития законодательные органы не являются основными драйверами перемен, уровень конкуренции характеризуется как низкий, институализация процессов в начальной стадии. Во многом такое состояние обусловлено опасениями бизнеса относительно дополнительной регуляторной нагрузки со стороны государства.
Вместе с тем в ближайшие годы прогнозируется запрос лидеров ESG-трансформации на более активное вовлечение законодателей в определение правил игры и преференций для игроков.
Уровень зрелости
В какой степени соотносится состояние развития российских элементов экосистемы с международным уровнем?
Право устойчивого развития — новый феномен в национальной юрисдикции. Вместе с тем в России законодатели могут выступить с наилучшими образцами документов для дружественных международных объединений (в рамках БРИКС, ШОС) или Глобального Юга. В настоящее время законодательным органам свойственна догоняющая роль по изучению и частичной имплементации различных юридических практик из других стран (прежде всего Китая, ОАЭ и стран Азиатско-Тихоокеанского региона).
Авторы секции
Кем подготовлено описание участника экосистемы?
Государственная Дума
Исполнитель:
Согласовано
Редакция от декабря 2023 года.