Высшие органы аудита

Целевая аудитория

а кого направлена деятельность участника экосистемы?

Ключевыми заинтересованными сторонами являются:

  • президент;
  • правительство;
  • парламент;
  • федеральные и региональные органы исполнительной власти;
  • Банк России;
  • компании с государственным участием;
  • бизнес;
  • научное и экспертное сообщество;
  • население

Место в экосистеме

Каковы ценность и основная функция участника экосистемы?

Высшие органы аудита осуществляют аудит устойчивого развития и ESG-аудит.

Осуществляя мониторинг, анализ и контроль реализации принципов устойчивого развития и ESG-принципов (в том числе ответственного ведения бизнеса и устойчивого финансирования), высшие органы аудита помогают правительству отслеживать прогресс в достижении устойчивого развития.

Оценка эффективности и результативности применяемых государственных мер, механизмов и инструментов в целях внедрения и реализации принципов устойчивого развития и ESG-принципов, а также оценка полноты, корректности и достоверности ESG-деятельности организаций с государственным участием и международных организаций является важной задачей высших органов аудита в контуре аудита устойчивого развития.

Отчеты высших органов аудита содержат выводы и рекомендации, направленные на выявление недостатков, а также определение рисков и последствий, к которым привели или могут привести выявленные факты и установленные проблемы в сфере реализации принципов устойчивого развития и ESG-принципов. Реализация рекомендаций направлена на стимулирование внедрения принципов устойчивого развития и ESG-принципов.

Деятельность высших органов аудита основывается на полномочиях, определенных национальным законодательством и профессиональными стандартами, принятыми как на национальном, так и на международном уровне

Функции и задачи

Что конкретно делает участник экосистемы для реализации своей основной функции?

Аудиторская деятельность в сфере устойчивого развития и ESG:

  • аудит реализации целей устойчивого развития;
  • аудит мер национальных правительств, направленных на стимулирование ответственного ведения бизнеса и устойчивого финансирования;
  • аудит деятельности организаций с государственным участием в экологической, социальной и управленческой сферах;
  • аудит ESG-подходов международных организаций в рамках реализации крупных международных проектов.

Методологическая деятельность:

  • разработка национальных и международных методологических документов, основанных на передовой практике и содержащих основные концепции, подходы, принципы проведения аудита устойчивого развития и ESG-аудита.

Международная деятельность:

  • обмен опытом и практиками с высшими органами аудита иностранных государств;
  • выработка совместных подходов и сопоставимых методик оценки в рамках международного сообщества высших органов аудита.

Методы и механизмы

Какими инструментами участник экосистемы реализует свою основную функцию?

При проведении аудита устойчивого развития и ESG-аудита высшие органы аудита ориентируются на национальное законодательство, а также на национальные и международные стандарты.

Так, Счетная палата Российской Федерации ориентируется:

  • на законодательство Российской Федерации, включая в том числе:
    • Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»;
    • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 г. № 1912-р «Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации»;
    • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 мая 2017 г. № 876-р «Об утверждении Концепции развития публичной нефинансовой отчетности и плана мероприятий по ее реализации»;
    • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 октября 2021 г. № 3052-р «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года»;
    • Постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2021 г. № 1 587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации инструментов финансирования устойчивого развития в Российской Федерации»;
  • на международные стандарты:
    • профессиональные документы (стандарты и руководства) Международной организации высших органов аудита (ИНТОСАИ);
    • методические документы Рабочей группы ИНТОСАИ по Целям устойчивого развития (ЦУР) ООН и ключевым показателям устойчивого развития

Состав участников

Какие российские и зарубежные организации являются примером участника экосистемы?

Примеры российских организаций:

  • Счетная палата Российской Федерации.

Примеры международных организаций:

  • высшие органы аудита зарубежных стран

Драйверы

Какие факторы оказывают основное влияние на данного участника экосистемы?

  • Развитие регулирования в сфере ответственного ведения бизнеса и нефинансовой отчетности на международном уровне и внутри страны;
  • появление рекомендаций в области ответственного ведения бизнеса и нефинансовой отчетности в адрес организаций с государственным участием;
  • запросы различных заинтересованных сторон на государственный контроль реализации принципов ответственного ведения бизнеса организациями с государственным участием;
  • разработка и реализация мер государственного стимулирования ответственного ведения бизнеса (в том числе административных, финансовых и налоговых мер стимулирования ответственного бизнеса на федеральном, региональном и муниципальном уровнях)

Ключевые тенденции

Что происходит с участником экосистемы, его местом, продуктами, значением?

  • Формирование в Российской Федерации нормативно-правовой и методологической базы в сфере ответственного ведения бизнеса и нефинансовой отчетности стимулирует работу Счетной палаты Российской Федерации в данном направлении. Утверждение Министерством экономического развития России Методических рекомендаций по подготовке отчетности об устойчивом развитии, разработка Агентством стратегических инициатив по поручению Президента Российской Федерации проекта Стандарта социального капитала бизнеса является драйвером в этом направлении. Документы носят рекомендательный и добровольный характер, при этом ориентированы в первую очередь на государственные корпорации, государственные компании, публично-правовые компании и государственные унитарные предприятия, хозяйственные общества. Аудит деятельности таких организаций при этом входит в контур полномочий Счетной палаты Российской Федерации. Также в контуре государственного аудита находятся действующие и планируемые к реализации меры стимулирования ответственного ведения бизнеса;
  • развитие высшими органами аудита унифицированных подходов к аудиту устойчивого развития и ESG аудиту и внедрение их в деятельность

Уровень зрелости

В какой степени соотносится состояние развития российских элементов экосистемы с международным уровнем?

Счетная палата Российской Федерации является передовым высшим органом аудита в сфере устойчивого развития и ESG.

Счетная палата России является председателем Рабочей группы ИНТОСАИ по ЦУР и ключевым показателям устойчивого развития, куда входит 37 членов и семь наблюдателей. Под руководством Счетной палаты Российской Федерации в 2023 г. Рабочей группой было подготовлено Руководство по аудиту ЦУР на региональном уровне и проект Руководства по ESG-аудиту. В настоящее время проект проходит финальную стадию согласования.

Счетная палата России также является заместителем председателя Рабочей группы Азиатской организации высших органов финансового контроля (АЗОСАИ) по ЦУР и развивает активное взаимодействие по тематике устойчивого развития и ESG с Арабской организацией высших органов финансового контроля (АРАБОСАИ).

На внутристрановом уровне Счетная палата Российской Федерации провела в 2020 г. аудит подготовленности системы государственного управления Российской Федерации к реализации ЦУР, в 2023 г. — аудит достижения показателей ЦУР субъектами Российской Федерации. Результаты аудиторских мероприятия получили высокую оценку представителей отечественного и международного экспертного сообщества.

Счетная палата России опубликовала в 2020 г. Отчет о самообследовании, где раскрыла нефинансовую информацию о своей деятельности с учетом положений стандартов GRI. Данный отчет входит в число единичных подобных примеров лучших практик высших органов аудита и является единственным примером формирования такого рода отчетности органом власти в России.

Авторы секции

Кем подготовлено описание участника экосистемы?

Счетная палата Российской Федерации

ach.gov.ru

Счетная палата Российской Федерации — высший орган государственного аудита, созданный в соответствии с Конституцией Российской Федерации. В задачи Счетной палаты входят организация и осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета.

Как орган парламентского контроля Счетная палата Российской Федерации содействует прозрачности и эффективности расходования бюджетных средств и государственных ресурсов в целом, способствует большей подотчетности органов власти и повышению ориентации их деятельности на реализацию интересов общества

Исполнители:

Зайцев Дмитрий Александрович, аудитор Счетной палаты Российской Федерации
Косьяненко Антон Валерьевич, директор департамента аудита экономического развития Счетной палаты Российской Федерации
Ивасечко Мария Александровна, начальник инспекции по комплексному анализу устойчивого развития Счетной палаты Российской Федерации
Конорева Юлия Николаевна, главный инспектор Счетной палаты Российской Федерации


Редакция от декабря 2023 года.