Органы государственной власти

Целевая аудитория

На кого направлена деятельность участника экосистемы?

Целевой аудиторией являются составители отчетности в области устойчивого развития и ESG:

  • организации, выпускающие такую отчетность, и представители заинтересованных сторон таких организаций (акционеры, инвесторы, финансовые структуры, персонал, потребители продукции/услуг, поставщики и общественные организации);
  • разработчики стандартов в сфере устойчивого развития и нефинансовой отчетности (аудиторы, заверители отчетности, верификаторы), институты ESG-рейтингов, кредитные агентства и другие государственные структуры, взаимодействующие с бизнесом

Место в экосистеме

Каковы ценность и основная функция участника экосистемы?

Определение роли

Органы государственной власти выступают регулятором всех процессов, связанных с публичной нефинансовой отчетностью, определяя правовые основы и подходы к ее формированию, правила и сроки ее публикации, а также процедуры аудиторского подтверждения и общественного заверения.

В настоящее время регулирование вопроса раскрытия нефинансовой отчетности в сфере устойчивого развития находится в начальной стадии. Работа над проектом федерального закона «О публичной нефинансовой отчетности» осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) с августа 2017 г. До настоящего времени проект не внесен на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации.

Принятие законопроекта определит ответственных из числа органов власти за проведение нормативного правового регулирования в сфере нефинансовой отчетности, установит правовые основы для формирования правоприменительных и регуляторных документов для целей сбора и раскрытия отчетности в области устойчивого развития, а также будет способствовать широкому внедрению ESG-факторов в стратегические документы компаний и продвижению публичной нефинансовой отчетности.

1 ноября 2023 г. Минэкономразвития России утвердило Приказ Минэкономразвития России от 1 ноября 2023 г. № 764 «Об утверждении методических рекомендаций по подготовке отчетности об устойчивом развитии», однако методические рекомендации на данный момент ориентированы на использование на добровольной основе, что видится при текущем состоянии отечественных практик отчетности в сфере устойчивости и внешней геополитической обстановкой оптимальным решением.

В настоящий момент регулирование раскрытия нефинансовой отчетности происходит на рекомендательных началах, а не на юридически обязательных требованиях по раскрытию отчетности, однако согласно заявлениям представителей Минэкономразвития России, рекомендации предваряют подготовку и издание российского стандарта отчетности об устойчивом развитии, который будет ориентирован на отражение в отчетности об устойчивом развитии в том числе сведений о реализации национальных интересов.

Описание функции

В условиях необходимости гармонизированного подхода к формированию нефинансовой отчетности органы государственной власти стремятся к созданию национальных стандартизированных требований и критериев по подготовке, сбору, формированию и раскрытию нефинансовой информации с учетом отраслевых особенностей. Однако необходимо понимать, что введение требований к раскрытию информации должно происходить не лавинообразно, а, наоборот, постепенно и с заблаговременным извещением участников рынка, а также по мере накопления опыта и практики раскрытия нефинансовой информации.

Характеристика ценности

Органы государственной власти играют ключевую роль в регулировании верхнеуровневых процессов обеспечения стабильности во всех областях экономики Российской Федерации. Создание правоустанавливающих и регулирующих документов органами государственной власти является фундаментальной основой для развития сферы нефинансовой отчетности. Создание унифицированных национальных критериев по раскрытию нефинансовой информации позволяет повышать степень сравнимости и сопоставления информации, а также повышает ценность для заинтересованных сторон.

Ценность создания единых национальных стандартов для компании и заинтересованных сторон:

  • формирование единого понимания требований и ожиданий в области устойчивого развития (учет интересов и требований как внешних, так и внутренних заинтересованных сторон);
  • повышение систематизации, структурирования, унификации необходимых данных (и как следствие, включение требований стандартов в стратегические документы организаций);
  • повышение сравнимости, сопоставления и прозрачности раскрываемых данных (возможность мониторинга достижения целей);
  • повышение эффективности подготовки нефинансовой отчётности и качества ее раскрытия;
  • упрощение сбора информации для предоставления рейтинговым агентствам ввиду ее наличия и высокого уровня подготовки;
  • снижение уровня неподтвержденной предоставляемой информации;
  • повышение конкурентоспособности и укрепление репутации за счет реализуемых практик устойчивого развития.

Особенности продукта

Развитие системы нормативного правового регулирования и методического обеспечения публичной нефинансовой отчетности, в частности разработка унифицированного национального стандарта с учетом отраслевой специфики является комплексной задачей, требующей координации множества органов государственной власти, а также лидеров — первопроходцев в данной сфере.

При разработке отраслевых критериев и показателей могут возникнуть сложности из-за узкой направленности хозяйствующих организаций и недостатка квалифицированных и сертифицированных специалистов в сфере нефинансовой отчетности. В связи с этим целесообразно выстраивать эффективную коммуникацию с заинтересованными сторонами и проводить консультации с привлечением экспертно-отраслевого и научного сообщества в определенных отраслях.

Особенности деятельности

При формировании системы нормативно правового регулирования и методологического обеспечения публичной нефинансовой отчетности государственным органам власти необходимо учитывать соблюдение баланса интересов составителей и пользователей нефинансовой отчетности. Создаваемые стандарты не должны становиться дополнительным бременем для подотчетных организаций, а наоборот, способствовать минимизации их временных и финансовых затрат на формирование отчетности, что требует соблюдения определенной степени преемственности при дополнении и (или) изменении уже существующих подходов. В то же время стандарты должны сформировать релевантную систему раскрытия ESG-показателей, необходимых в процессе принятия управленческих и инвестиционных решений.

Функции и задачи

Что конкретно делает участник экосистемы для реализации своей основной функции?

Ключевой функцией органов государственной власти является формирование правоприменительных и регуляторных документов, включая, но не ограничиваясь:

  • создание и развитие системы нормативного правового регулирования и методического обеспечения публичной нефинансовой отчетности, включающей разработку единых требований и критериев по подготовке, сбору, формированию и раскрытию нефинансовой информации с учетом отраслевых особенностей секторов экономики;
  • развитие системы контроля и оценки качества публичной нефинансовой отчетности, повышение достоверности раскрываемой информации;
  • содействие развитию системы профессиональной подготовки и повышения квалификации в сфере нефинансовой отчетности;
  • создание условий для развития международного сотрудничества в сфере нефинансовой отчетности

Методы и механизмы

Какими инструментами участник экосистемы реализует свою основную функцию?

Определение результата деятельности

Основным результатом деятельности государственных органов в области нефинансовой информации является разработка правового регулирования и методологического обеспечения публичной нефинансовой отчетности, позволяющая систематизировать, структурировать и унифицировать информацию в области устойчивого развития и, соответственно, повысить качество ее раскрытия.

Содержание результата

В качестве правового регулирования и методологического обеспечения публичной нефинансовой отчетности могут выступать обязательные или добровольные отраслевые стандарты раскрытия публичной нефинансовой отчетности, включающие широкий спектр метрик и показателей в экологической, социальной и управленческой сферах, а также рекомендации по подготовке, сбору, формированию и раскрытию публичной нефинансовой отчетности с учетом специфики отраслей секторов экономики.

Особенности результата

Создание отраслевых стандартов раскрытия публичной нефинансовой отчетности будет являться основным нормативно правовым документом в области раскрытия публичной нефинансовой отчетности. Стандарты будут регламентировать раскрытие публичной нефинансовой отчетности, способствуя развитию практики раскрытия информации в области устойчивого развития в Российской Федерации.

Однако при текущем состоянии отечественных практик отчетности в сфере устойчивого развития утверждение обязательных стандартов станет обременительным для компаний, и в связи с этим необходимо плавно и постепенно внедрять добровольные стандарты нефинансовой отчетности, которые впоследствии могут стать обязательными для отчитывающихся организаций.

Утверждение добровольных стандартов даст существующим и потенциальным составителям нефинансовой отчетности ясный сигнал о намерении и видении государства в отношении раскрытия нефинансовой информации. Кроме того, примеры фактического использования добровольных стандартов и рекомендаций позволят определить зрелость национальных практик отчетности в сфере устойчивого развития и лягут в основу формирования обязательных стандартов в сфере нефинансовой отчетности.

Регулирующие документы, утвержденные или находящиеся на разных этапах разработки

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части унификации содержания годовых отчетов государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, а также в части установления особенностей регулирования корпоративных отношений в 2020 году и о приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации» от 7 апреля 2020 г. № 115-ФЗ.

В данном законе установлено, что, помимо необходимости публикации производственных и финансовых результатов деятельности компаний в годовых отчетах, необходимо включать в отчет информацию об участии компании в решении социальных задач и осуществлении мероприятий, направленных на обеспечение безопасности и охраны окружающей среды.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 мая 2017 г. № 876-р «О Концепции развития публичной нефинансовой отчетности и плане мероприятий по ее реализации». Концепцией определяются необходимость и этапы развития публичной нефинансовой отчетности, раскрываются назначение и содержание публичной нефинансовой отчетности, обозначаются вопросы контроля и оценки качества публичной нефинансовой отчетности.

Приказ Минэкономразвития России от 1 ноября 2023 г. № 764 «Об утверждении методических рекомендаций по подготовке отчетности об устойчивом развитии».

Рекомендации ориентированы на добровольное использование госкомпаниями, крупными хозяйственными обществами с выручкой от 10 млрд руб., а также компаниями, акции которых торгуются на бирже. При этом рекомендации могут быть использованы также любыми иными организациями, заинтересованными в раскрытии информации об устойчивом развитии и повышении прозрачности своей деятельности.

Минэкономразвития России рекомендует раскрывать показатели в области устойчивого развития последовательно в динамике за ретроспективный период не менее трех лет с начала составления отчетности, а также проводить профессиональное подтверждение аудиторскими организациями и общественное заверение.

Всего в перечень сведений включено 44 показателя — экономических, экологических, социальных, управленческих. Рекомендации к отчетности разработаны на основе стандартов Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) по устойчивому развитию с учетом национальных особенностей.

Информационное письмо Банка России от 12 июля 2021 г. № ИН-06—28/49 «О рекомендации по раскрытию публичными акционерными обществами нефинансовой информации, связанной с деятельностью таких обществ».

Рекомендации нацелены на повышение доверия заинтересованных лиц к деятельности ПАО через обеспечение большей прозрачности их деятельности по вопросам, связанным с ESG-факторами, а также учетом со стороны ПАО рисков и возможностей, связанных с указанными факторами, повышение инвестиционной привлекательности ПАО, усиление ответственности исполнительных органов за ведение бизнеса с учетом ESG-факторов, улучшение взаимодействия с инвесторами, работниками, государством, общественными организациями, а также на создание благоприятных условий для ведения бизнеса и жизнедеятельности населения.

Информационное письмо Банка России от 13 июня 2023 г. № ИН-02—28/44 «О рекомендациях по раскрытию финансовыми организациями информации в области устойчивого развития». Рекомендации разработаны для использования в качестве методических материалов и призваны обеспечить учет в деятельности финансовых организаций рисков и возможностей, связанных с устойчивым развитием, создать образец информирования заинтересованных лиц о вовлеченности финансовых организаций в вопросы устойчивого развития, в том числе в финансирование проектов устойчивого развития, и предоставить заинтересованным лицам для принятия информированных решений сведения о том, каким образом и в какой степени риски и возможности, связанные с устойчивым развитием, учитываются в деятельности финансовых организаций.

Задачей рекомендаций является предоставление финансовым организациям сведений о лучших практиках раскрытия финансовыми организациями информации в области устойчивого развития: структуре и составе раскрываемой информации, порядке и сроках раскрытия, принципах структурирования информации, наиболее значимых для заинтересованных лиц количественных и качественных характеристиках деятельности финансовых организаций, связанных с устойчивым развитием.

Проект федерального закона «О публичной нефинансовой отчетности».

По состоянию на декабрь 2023 г. законопроект не внесен в Государственную Думу Российской Федерации.

В проекте закона:

  • устанавливаются общие требования к составлению, утверждению и раскрытию публичной нефинансовой отчетности;
  • дается определение основным используемым в федеральном законе терминам;
  • регламентируется сфера действия данного федерального закона;
  • описывается процесс независимой внешней оценки публичной нефинансовой отчетности;
  • описываются требования раскрытия публичной нефинансовой отчетности

Состав участников

Какие российские и зарубежные организации являются примером участника экосистемы?

  • Совет Федерации Российской Федерации;
  • Правительство Российской Федерации;
  • Государственная Дума Российской Федерации;
  • федеральные министерства:
    • Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации,
    • Министерство экономического развития Российской Федерации,
    • Министерство промышленности и торговли Российской Федерации,
    • Министерство сельского хозяйства Российской Федерации,
    • Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации,
    • Министерство науки и высшего образования Российской Федерации,
    • Министерство энергетики Российской Федерации;
  • федеральные службы;
  • федеральные агентства;
  • Центральный Банк Российской Федерации

Драйверы

Какие факторы оказывают основное влияние на данного участника экосистемы?

  • Развитие регулирования в сфере нефинансовой отчетности на международном уровне и формирование требований к отечественному бизнесу (экспортерам) в сфере устойчивого развития и климатической повестки со стороны зарубежных партнеров и инвесторов;
  • публикация отчетов устойчивого развития и предъявление соответствующих требований раскрытия нефинансовой информации к поставщикам со стороны крупных и государственных компаний. Данные задачи требуют мер со стороны органов государственной власти для гармонизации, систематизации и унификации стандартов нефинансовой отчетности с учетом отраслевой принадлежности;
  • усиление требований заинтересованных сторон к качеству раскрываемой информации и, как следствие, повышенный интерес заинтересованных сторон к единому подходу к обязательной верификации нефинансовой информации с целью исключения возможности недобросовестного информирования;
  • рост требований со стороны бизнес-сообщества к формированию единого подхода и методологии оценки нефинансовой отчетности рейтинговыми агентствами

Ключевые тенденции

Что происходит с участником экосистемы, его местом, продуктами, значением?

Основные тенденции, влияющие на органы государственной власти в области нефинансовой отчетности связаны:

  • с консолидацией стандартов нефинансовой отчетности с упором на требования финансовых пользователей при раскрытии ESG-факторов (публикация международных стандартов отчетности ISSB (S1 и S2) при поддержке фонда МСФО, разработка европейских стандартов отчетности по устойчивому развитию (ESRS) совместно с Европейской консультативной группой по финансовой отчетности (EFRAG), разработка стандартов учета и раскрытия выбросов парниковых газов для финансового сектора от PCAF (Global GHG Accounting and Reporting Standard for the Financial Industry));
  • появлением альтернативных стандартов нефинансовой отчетности, которые учитывают национальные особенности повестки устойчивого развития (китайские ESG-стандарты на основе методологии Ping An), что крайне актуально при ускоренной переориентации на азиатские рынки;
  • усилением социального вектора устойчивого развития в требованиях к отчетности (обновление стандартов GRI с учетом вопросов по защите прав человека, запуск проекта в SASB для проработки темы «Многообразие, вовлеченность и инклюзия (DEI)»);
  • выделением вопросов по защите биоразнообразия в отдельное направление отчетности по природоохранной деятельности (создание новой анкеты CDP для сбора данных по теме биоразнообразия, появление драфта рекомендаций TNFD, отдельный стандарт по защите биоразнообразия у ESRS);
  • уходом международных провайдеров в сфере ESG и переориентацией потребителей ESG-информации на национальные источники данных. На текущий момент эта ниша практически пуста, и запрос потребителей удовлетворяется разрозненными источниками данных и публикациями на корпоративных сайтах, а также немногочисленными платформами с ESG-данными

Уровень зрелости

В какой степени соотносится состояние развития российских элементов экосистемы с международным уровнем?

Российское правовое регулирование и методологическое обеспечение публичной нефинансовой отчетности находится на этапе формирования. В 2017 г. было подписано Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 мая 2017 г. № 876-р «О Концепции развития публичной нефинансовой отчетности и плане мероприятий по ее реализации», в рамках которого в 2018 г. был издан приказ о создании Межведомственной группы, обеспечивающей осуществление плана мероприятий по реализации Концепции развития публичной нефинансовой отчетности, в том числе мониторинга его исполнения.

Проект федерального закона «О публичной нефинансовой отчетности» разрабатывается с 2017 г., но процесс далек от завершения. Согласно заявлениям представителей Минэкономразвития России, на данный момент ведется активная доработка законопроекта всеми заинтересованными органами власти. По состоянию на декабрь 2023 г. законопроект не внесен в Государственную Думу.

В конце 2018 г. Минэкономразвития России подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня ключевых (базовых) показателей публичной нефинансовой отчетности» в соответствии с пунктом 2 статьи 5 проекта федерального закона «О публичной нефинансовой отчетности» Правительство РФ», однако на данный момент проект все еще находится в разработке.

В середине марта 2023 г. президент В.В. Путин, выступая на съезде РСПП, поддержал ежегодное раскрытие компаниями нефинансовой отчетности. Итогом обсуждения темы отчетности, в котором приняли участие министерства и крупный бизнес, стало решение подготовить силами Минэкономразвития России рекомендации, описывающие основные параметры и ключевые ориентиры нефинансовой отчетности.

8 ноября 2023 г. Минэкономразвития России опубликовало Приказ Минэкономразвития России от 1 ноября 2023 г. № 764 «Об утверждении методических рекомендаций по подготовке отчетности об устойчивом развитии».

Методические рекомендации ориентированы на использование на добровольной основе и направлены на повышение качества отчетности об устойчивом развитии и достижение сопоставимости такой отчетности различных организаций, содержащей в том числе информацию о соблюдении принципов ответственного ведения бизнеса, что, в свою очередь, способствует оценке вклада бизнеса в стратегическое развитие Российской Федерации, в поддержку социальных программ, реализацию проектов, связанных с охраной окружающей среды.

Рекомендации предваряют подготовку и издание федерального стандарта отчетности об устойчивом развитии, который ориентирован на отражение в отчетности об устойчивом развитии, помимо прочего, сведений о реализации национальных интересов.

С каждым годом количество государственных структур, заинтересованных в регулировании нефинансовой отчетности, увеличивается. Так, стоит отметить инициативы Банка России начиная с 2021 г., в рамках которых Банк России опубликовал несколько информационных писем по раскрытию информации в сфере устойчивого развития и в начале 2022 г. сообщил, что не исключает разработку и последующее принятие нормативных актов об обязательном раскрытии нефинансовой информации.

Стоить отметить, что развитие национальных стандартов учитывает лучшие практики международных стандартов, что, безусловно, способствует некой гармонизации и систематизации нефинансовой отчетности.

Авторы секции

Кем подготовлено описание участника экосистемы?

Публичное акционерное общество «Промсвязьбанк»

www.psbank.ru

ПАО «Промсвязьбанк» — универсальный банк, основанный в 1995 г. Входит в число крупнейших банков России и в список системно значимых кредитных организаций, утвержденный Банком России, законодательно определен в качестве опорного банка для реализации государственного оборонного заказа и сопровождения крупных государственных контрактов.

ПСБ предлагает широкий спектр услуг для розничных и корпоративных клиентов, в том числе для предприятий оборонно-промышленного комплекса, малого и среднего бизнеса, включающих расчетно-кассовое обслуживание, различные программы кредитования и сбережения, брокерские и инвестиционные услуги на финансовых рынках, лизинговые и факторинговые операции, зарплатные проекты и дистанционные сервисы.

С 2022 г. ПСБ является приверженцем принципов устойчивого развития и ответственного финансирования. Банк активно продвигает повестку устойчивого развития во всех крупных отраслях промышленности, финансируя проекты устойчивого развития и предоставляя консультационные услуги в области ESG-трансформации и управления выбросами парниковых газов.

Исполнитель:

Кузьмина Екатерина Витальевна, начальник Управления устойчивого развития ПАО «Промсвязьбанк»,
Гринюк Данил Сергеевич, руководитель проектов Управления устойчивого развития ПАО «Промсвязьбанк»

Редакция от декабря 2023 года.