Регулятор финансового рынка

Целевая аудитория

На кого направлена деятельность участника экосистемы?

Поднадзорные организации, эмитенты эмиссионных ценных бумаг, органы государственной власти, граждане и общество в целом

Место в экосистеме

Каковы ценность и основная функция участника экосистемы?

Банк России является мегарегулятором, который отвечает за надзор, регулирование и развитие всех секторов финансового рынка. Роль Банка России в сфере устойчивого развития заключается в создании условий для его финансирования, а также в обеспечении стабильности функционирования финансового рынка.

В качестве приоритетных направлений реализации повестки устойчивого развития Банк России выделяет следующие: инструменты и инфраструктура рынка устойчивого финансирования, методологии в области устойчивого развития, интеграция ESG-рисков в пруденциальное регулирование и надзор.

Регулятор видит для себя основными две задачи:

  • дать возможность людям и бизнесу принять участие в определении будущего планеты через создание необходимой инфраструктуры и устойчивых финансовых инструментов;
  • помочь финансовым организациям и публичным компаниям адаптироваться к новым вызовам и условиям. Финансовый сектор должен в первую очередь уметь учитывать риски, связанные с переходом к целям устойчивого развития, и понимать, что повышенный риск связан прежде всего с игнорированием целей устойчивого развития в своей деятельности. Поэтому необходимо создавать системы по идентификации, оценке, мониторингу и стресс-тестированию ESG-рисков.

В продвижении повестки устойчивого развития Банк России придерживается подхода, основанного на мягком регулировании, через создание и продвижение на финансовом рынке методологической базы для трансформации бизнеса и внедрения вопросов устойчивого развития в корпоративное управление, раскрытие информации, управление рисками и взаимодействие с заинтересованными сторонами

Функции и задачи

Что конкретно делает участник экосистемы для реализации своей основной функции?

Задачи Банка России в области финансирования устойчивого развития:

  • развитие рынка устойчивого финансирования: финансовые инструменты, инфраструктура, корпоративное управление, углеродное регулирование;
  • оценка ESG-рисков и их интеграция в пруденциальное регулирование и надзор;
  • применение рискориентированного стимулирующего регулирования в отношении финансирования проектов устойчивого развития;
  • внедрение принципов устойчивого развития в операционную деятельность Банка России, продвижение и распространение повестки устойчивого развития среди участников финансового рынка и иных заинтересованных сторон.

С точки зрения процесса Банк России публикует доклады для общественных обсуждений, по итогам публичных консультаций подготавливает рекомендации в формате информационных писем. Далее анализирует применение указанных рекомендаций компаниями путем направления опросников. В случае необходимости актуализирует рекомендации.

Более подробно процессы описаны в пункте 5 «Методы и механизмы»

Методы и механизмы

Какими инструментами участник экосистемы реализует свою основную функцию?

Банк России реализует свои функции в области финансирования устойчивого развития через выпуск:

  • положений Банка России;
  • указаний Банка России;
  • информационных писем Банка России:
    • Информационное письмо Банка России от 12 июля 2021 г. № ИН-06—28/49 «О рекомендациях по раскрытию публичными акционерными обществами нефинансовой информации, связанной с деятельностью таких обществ»,
    • Информационное письмо Банка России от 15 июля 2020 г. № ИН-06—28/111 «О рекомендациях по реализации принципов ответственного инвестирования»,
    • Информационное письмо Банка России от 16 декабря 2021 г. № ИН-06—28/96 «О рекомендациях по учету советом директоров публичного акционерного общества ESG-факторов, а также вопросов устойчивого развития»,
    • Информационное письмо Банка России от 28 декабря 2022 г. № ИН-02—28/145 «О рекомендациях по учету финансовыми организациями ESG-факторов, а также вопросов устойчивого развития при организации корпоративного управления»,
    • Информационное письмо Банка России от 24 мая 2023 г. № ИН-02—28/38 «О рекомендациях по предоставлению (раскрытию) финансовыми организациями информации клиентам о финансовых продуктах устойчивого развития»;
  • докладов для общественных консультаций Банка России:
    • доклад для общественных консультаций «Влияние климатических рисков и устойчивое развитие финансового сектора Российской Федерации», май 2020 г.,
    • доклад для общественных консультаций «Климатические риски в меняющихся экономических условиях», декабрь 2022 г.,
    • доклад для общественных консультаций «Модельная методология ESG-рейтингов», январь 2023 г.;
  • аналитических материалов:
    • Обзор финансовой стабильности (II–III кв. 2019 г.),
    • Обзор финансовой стабильности (II–III кв. 2020 г.),
    • Обзор финансовой стабильности (IV кв. 2020 — I кв. 2021 г.),
    • Мониторинг экологических стратегий крупнейших российских нефинансовых компаний (2021 год — первое полугодие 2022 года).

Кроме того, Банк России участвует и организовывает мероприятия, направленные на повышение осведомленности заинтересованных лиц по повестке устойчивого развития (обучающие материалы по устойчивому развитию, мероприятия по повышению информированности эмитентов о повестке устойчивого развития, образовательные мероприятия (лекции, семинары, вебинары) по тематике устойчивого развития)

Состав участников

Какие российские и зарубежные организации являются примером участника экосистемы?

ВЭБ.РФ, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и др.

Центральные банки других стран, осуществляющие контроль за финансовым сектором и вовлеченные в реализацию повестки устойчивого развития (например, Народный банк Китая), стандартоустанавливающие международные организации (IFRS Foundation, SBI, Совет по финансовой стабильности (СФС), Банк международных расчетов (БМР) и др.) и различные объединения (NGFS, «Группа 20» и др.)

Драйверы

Какие факторы оказывают основное влияние на данного участника экосистемы?

Общий тренд на энергопереход и достижение углеродной нейтральности, отраженный в Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года сохраняет свое значение. Климатические изменения носят глобальный характер и представляют собой угрозу для всего человечества. Некоторый отход от принятых в рамках Парижского соглашения обязательств, связанный с текущей геополитической ситуацией, носит временный характер и в дальнейшем может потребовать более решительных и быстрых действий для предотвращения необратимых климатических изменений. Это означает, что экономические субъекты, которые не будут учитывать эти факторы и не адаптируются к новым реалиям, будут нести повышенные риски и как следствие, транслировать риски для стабильности финансового сектора. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации до 2030 года предусматривает одним из условий и долгосрочных приоритетов развития российского финансового рынка содействие достижению целей устойчивого развития и трансформации российского бизнеса с учетом факторов, связанных с окружающей средой, обществом и корпоративным управлением. В Основных направлениях развития финансового рынка Российской Федерации на 2023 год и период 2024 и 2025 годов одной из задач указывается расширение вклада финансового рынка в достижение целей устойчивого развития и ESG-трансформации российского бизнеса.

Российская экономика уязвима перед климатическими рисками из-за высокой углеродоемкости и географических факторов. Реализация таких рисков может оказать негативное влияние на деятельность компаний и финансовый сектор. Управление ими и ограничение их влияния на финансовый сектор Банк России относит к ключевым задачам по поддержанию финансовой стабильности.

Для эффективного функционирования рынка устойчивого развития важна транспарентность информации, так как раскрытие информации — это ключевая основа как для принятия инвестиционных решений, так и для выявления, расчета и учета возможных рисков всеми стейкхолдерами. Раскрытие информации об устойчивом развитии позволяет предоставить заинтересованным лицам информацию об учете рисков и возможностей, связанных с устойчивым развитием. Совет по международным стандартам в области устойчивого развития (International Sustainability Standards Board) опубликовал Стандарты МСФО: S1 «Общие требования к раскрытию финансовой информации, связанной с устойчивым развитием» (IFRS S1 General Requirements for Disclosure of Sustainability-related Financial Information) и S2 «Раскрытие информации, связанной с изменением климата» (IFRS S2 Climate-related Disclosures). В стандартах представлен порядок раскрытия значимой информации обо всех существенных рисках и возможностях, связанных с устойчивым развитием и с изменением климата, а также требования и рекомендации, которые не включены в Стандарт раскрытия информации по МСФО (IFRS Sustainability Disclosure Standard). Оба стандарта вступают в силу для отчетных периодов, начинающихся 1 января 2024 г.

С учетом того что в стратегической перспективе тренд на декарбонизацию или диверсификацию энергобаланса и повышение энергоэффективности экономики будет актуален для Европейского союза — крупнейшего рынка сбыта и мирового финансового центра — в силу необходимости снижения зависимости от российских углеводородов, трансграничный углеродный налог (далее — ТУР) останется актуален для дружественных по отношению к России стран — поставщиков товаров на рынок ЕС. В этой связи с учетом планов ЕС по включению в расчет ТУР выбросов по всей цепочке поставок российским компаниям, которые планируют продавать сырье и компоненты для готовой продукции в дружественные страны, целесообразно учитывать экологические стандарты производства, принятые в ЕС, чтобы оставаться востребованными на рынках дружественных стран

Ключевые тенденции

Что происходит с участником экосистемы, его местом, продуктами, значением?

В настоящее время все области экономики сталкиваются с весьма серьезными вызовами: необходимость обеспечения непрерывности процесса производства, стимулирование импортозамещения высокотехнологичной продукции, поиск новых контрагентов для экспорта российских товаров, выстраивание новых цепочек поставок. Формирование ответа на указанные вызовы осуществляется на фоне ряда социальных проблем: утечка человеческого капитала, абсорбция беженцев, повышение уровня безработицы. В описанных условиях еще большее значение приобретает необходимость соотнесения предпринимаемых шагов с целями устойчивого развития.

Большинство торговых партнеров Российской Федерации из дружественных стран уделяют большое внимание повестке устойчивого развития. Отказ от ее реализации может повлечь за собой потерю рынков сбыта, где локальные регуляторы и инвесторы предъявляют требования к учету партнерами ESG-факторов и вопросов устойчивого развития.

Учитывая потенциал России по абсорбции углерода, тема включения России в международную систему торговли углеродными единицами имеет особое значение, в том числе с точки зрения сохранения позиций на мировой арене. Особое внимание следует уделить развитию интеграции с системой торговли выбросами парниковых газов стран БРИКС и ЕАЭС

Уровень зрелости

В какой степени соотносится состояние развития российских элементов экосистемы с международным уровнем?

  1. Созданы условия для развития рынка финансирования устойчивого развития, соответствующие международным подходам:
    • Банк России принимал активное участие в разработке зеленой и адаптационной таксономий, а также проекта социальной таксономии;
    • стандарты эмиссии ценных бумаг позволяют выпускать шесть видов инструментов финансирования устойчивого развития: зеленые, адаптационные, социальные облигации, облигации устойчивого развития, облигации климатического перехода и облигации, связанные с целями устойчивого развития;
    • корреспондирующие изменения внесены в Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг;
    • На ПАО Московская Биржа и СПБ Бирже функционируют специальные сектора для инструментов финансирования устойчивого развития.
  2. Создана методологическая база по учету ESG-факторов и раскрытию информации в области устойчивого развития
  3. Анализ и учет климатических рисков в регулировании
    1. Анализ климатических рисков:
      • Банк России впервые упомянул о значимости влияния климатических рисков на финансовый сектор в Обзоре финансовой стабильности за II–III кв. 2019 года, а в Обзоре финансовой стабильности за II–III кв. 2020 года были описаны основные трансмиссионные каналы климатических рисков и подходы к их снижению. В дальнейшем эти идеи были развиты в докладе для общественных консультаций «Климатические риски в меняющихся экономических условиях» в декабре 2022 г.;
      • в Обзоре финансовой стабильности за IV кв. 2020 — I кв. 2021 г. Банк России опубликовал результаты первого климатического стресс-теста, который оценивал последствия введения трансграничного углеродного регулирования в ЕС и Азии. На 2023 г. Банк России запланировал климатическое стресс-тестирование крупнейших нефинансовых компаний и финансового сектора. Ведущие центральные банки проводят аналогичные стресс-тесты с конца 2010-х гг. на регулярной основе.
    2. Учет климатических рисков в регулировании:
      • В докладе для общественных консультаций «Климатические риски в меняющихся экономических условиях» были намечены подходы к учету климатических рисков в банковском регулировании. Эти подходы были зафиксированы в Перспективных направлениях развития банковского регулирования и надзора (декабрь 2022 г.). Другие центральные банки в основном также находятся на стадии проработки подходов;
      • кроме того, по итогам проведенных консультаций Банк России принял решение разработать Рекомендации по интеграции климатических рисков в систему управления рисками финансовых организаций, публикация которых запланирована на 2023–2024 гг. Ведущие центральные банки и международные организации выпускают аналогичные рекомендации с конца 2010-х гг., а одни из недавних рекомендаций Резервного банка Новой Зеландии датируются мартом 2023 г.
  4. Разработано углеродное регулирование
    • Разработанная нормативная база предоставила возможность открывать счета владельцев, регистрировать климатические проекты в реестре углеродных единиц, а также осуществлять сделки с углеродными единицами и единицами выполнения квот на внебиржевом рынке и на биржевых торгах.
  5. Модельная методология ESG-рейтингов

Авторы секции

Кем подготовлено описание участника экосистемы?

Центральный банк Российской Федерации (Банк России)

www.cbr.ru

Исполнители:

Департамент корпоративных отношений Банка России, Департамент финансовой стабильности Банка России, Департамент стратегического развития финансового рынка Банка России


Редакция от декабря 2023 года.