Верификаторы финансовых инструментов устойчивого развития

Целевая аудитория

На кого направлена деятельность участника экосистемы?

  • Инвесторы в инструменты финансирования устойчивого развития.
  • Кредиторы проектов устойчивого развития.
  • Площадки для размещения (биржи и маркетплейсы).
  • Регуляторы (Банк России, Правительство Российской Федерации)

Место в экосистеме

Каковы ценность и основная функция участника экосистемы?

Верификаторы инструментов финансирования устойчивого развития (далее —верификаторы) — это организации, осуществляющие проверку соответствия выпуска (программы) облигаций, кредита, кредитной линии требованиям, предусмотренным Требованиями к системе верификации инструментов финансирования устойчивого развития в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства № 1587 (далее — Национальный Стандарт) (соответствия выпуска (программы) облигаций, кредита, кредитной линии требованиям, предусмотренным указанным документом, по результатам которого верификатором дается заключение), или требованиям, предусмотренным международными стандартами.

Верификаторы проверяют соответствие инструмента финансирования и финансируемого (рефинансируемого) им проекта (при необходимости) критериям и требованиям, установленным национальными и (или) международными стандартами.

Роль верификаторов состоит в проверке инструментов финансирования и (при необходимости) проектов на соответствие национальным и (или) международным стандартам, и тем самым верификаторы способствуют устранению так называемого гринвошинга на рынке устойчивых инструментов финансирования и повышению транспарентности для инвесторов и кредиторов.

Верификация инструментов финансирования и (при необходимости) проектов осуществляется на основании методики, принятой конкретной организацией (верификатором), и может выражаться в форме «второго мнения», уровня соответствия, заключения и иных форм. Требования к верификаторам и их деятельности в Российской Федерации изложены в Постановлении Правительства № 1587.

В настоящий момент в национальном перечне верификаторов состоят организации с различными основными видами деятельности (в том числе рейтинговые агентства, аудиторы, иные типы компаний). Вне зависимости от основного вида деятельности все организации, включенные в перечень верификаторов, могут осуществлять верификацию инструментов финансирования устойчивого развития в соответствии с Национальным Стандартом. На всех верификаторов Национальным Стандартом накладываются идентичные требования к проведению верификации инструментов финансирования устойчивого развития.

Национальный перечень верификаторов формирует и поддерживает государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».

Функции и задачи

Что конкретно делает участник экосистемы для реализации своей основной функции?

Процедура проведения верификации зависит от методики конкретного верификатора, однако требования к проведению верификации для национальных провайдеров детально изложены в Национальном Стандарте.

Верификация проводится (11 пункт - Национальный Стандарт):

  • на этапе определения соответствия инструментов финансирования устойчивого развития требованиям, предусмотренным Национальным Стандартом, перед привлечением денежных средств (до регистрации выпуска облигаций или принятия решения о предоставлении кредитных средств) (далее — этап определения соответствия);
  • на этапе подтверждения соответствия инструментов финансирования устойчивого развития требованиям, предусмотренным Национальным Стандартом, после привлечения денежных средств (далее — этап подтверждения соответствия):
    единовременно, не позднее 24 месяцев после привлечения денежных средств, если иное не определено условиями инструмента финансирования устойчивого развития; не реже 1 раза в год в течение срока действия инструмента финансирования устойчивого развития, в том числе и на основании регулярной отчетности инициатора (после проведения верификации, указанной в абзаце втором настоящего подпункта).

Верификация проводится в одном из определенных инициатором форматов (12 пункт - Национальный Стандарт):

  • квалифицированный формат — верификатор проводит все этапы верификации, определенные в пункте 11 настоящего документа, с выпуском заключения по результатам проведения каждого этапа верификации (может проводиться по запросу федеральных органов исполнительной власти, а также исполнительных органов субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, в том числе в целях получения мер государственной поддержки инструмента финансирования устойчивого развития);
  • стандартный формат — верификатор проводит этапы верификации, определенные в пункте 11 Национального Стандарта (за исключением абзаца третьего подпункта «б» пункта 11), с выпуском заключения по результатам проведения каждого этапа верификации.

Верификация проводится посредством выполнения следующих процедур сообразно специфике инструмента финансирования устойчивого развития (13 пункт - Национальный Стандарт):

а) на этапе определения соответствия:

  • оценка соответствия проекта устойчивого развития одному или нескольким критериям как минимум одного из направлений, предусмотренных критериями проектов устойчивого развития;
  • подтверждение заявленного инициатором типа инструмента финансирования устойчивого развития, определенного настоящим документом;
  • оценка соответствия облигаций требованиям, установленным Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации об эмиссии ценных бумаг для облигаций, выпуск или программа которых содержит дополнительную идентификацию с использованием слов «зеленые облигации» (для зеленых облигаций) или слов «адаптационные облигации» (для адаптационных облигаций) (не применяется для государственных и муниципальных облигаций);
  • оценка наличия в проспекте облигаций и (или) решении о выпуске облигаций, проекте кредитного договора, проекте договора об открытии кредитной линии или кредитном договоре, договоре об открытии кредитной линии, а также в иных документах, удостоверяющих права и обязанности сторон в рамках привлечения денежных средств, мер ответственности инициатора за несоответствие инструмента финансирования устойчивого развития требованиям настоящего документа в течение срока действия соответствующего кредитного договора или срока обращения облигации;
  • анализ информации об инициаторе и проекте устойчивого развития (портфеле проектов устойчивого развития) из открытых источников, а также на основе документов, запрашиваемых верификатором у инициатора для проведения верификации, по рекомендуемому перечню согласно приложению, включая анализ проекта устойчивого развития на соответствие критериям проектов устойчивого развития;
  • анализ внутренних политик, процедур, процессов и информационных систем инициатора, связанных:
    1. с учетом и движением привлекаемых в рамках инструмента финансирования денежных средств, в том числе с учетом размещения привлеченных посредством выпуска инструмента финансирования;
    2. с обеспечением размещения денежных средств, привлеченных для финансирования проектов устойчивого развития, в том числе по размещению денежных средств, привлеченных посредством выпуска инструмента финансирования устойчивого развития и временно не израсходованных на реализацию (финансирование) проекта устойчивого развития (портфеля проектов устойчивого развития), или эквивалентного объема денежных средств в соответствии с политикой инициатора по управлению временно свободными денежными средствами;
    3. с процедурами отбора и одобрения проектов устойчивого развития;
    4. с контролем реализации проектов устойчивого развития или портфеля проектов устойчивого развития в части получения информации о полученных (планируемых) показателях экологического эффекта и выявлении существенных негативных факторов, влияющих на достижение показателей экологического эффекта;
    5. с подготовкой регулярной отчетности и раскрытием информации об инструменте финансирования устойчивого развития;
    6. интервью с сотрудниками инициатора для уточнения ключевых положений соответствующих внутренней политики, процедур, процессов и информационных систем инициатора;
    7. анализ документации о проекте устойчивого развития или портфеле проектов устойчивого развития на материальность ожидаемого экологического эффекта от реализации проекта устойчивого развития и соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды;
    8. анализ проведенной инициатором в соответствии с разделом IV(1) настоящего документа оценки заявленного воздействия проектов устойчивого развития на окружающую среду и климат;
    9. анализ экспертных заключений, требуемых законодательством Российской Федерации и необходимых для реализации проекта устойчивого развития;
      В отношении инструментов финансирования устойчивого развития, в рамках которых привлеченные денежные средства направлены исключительно на цели, указанные в подпунктах «б» и «в» пункта 7 Национального Стандарта, если реализация проекта устойчивого развития (каждого из проектов устойчивого развития) завершена, также проводится:
    10. подтверждение соответствия реализованного проекта (каждого из проектов портфеля проектов) требованиям к проектам устойчивого развития, предусмотренным настоящим документом;
    11. подтверждение окончания реализации проекта устойчивого развития (каждого из проектов портфеля проектов устойчивого развития);
    12. оценка целевых и фактических показателей экологического эффекта от реализации проекта устойчивого развития, а также информации о существенных негативных факторах, влияющих на достижение показателей экологических эффектов, полученной путем проведения интервью с сотрудниками инициатора и (или) организаций, которые реализовали проект устойчивого развития, из открытых источников информации, а также в случае необходимости путем направления запросов инициатору и (или) организации, которые реализовали проект устойчивого развития, третьим сторонам, включая специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и общественные организации;
    13. подтверждение целевого использования денежных средств, ранее привлеченных для финансирования проекта устойчивого развития (каждого из проектов портфеля проектов устойчивого развития);
    14. анализ результатов (актов, заключений, предписаний, представлений и иных результатов, предусмотренных законодательством Российской Федерации) контрольных (надзорных) мероприятий в сфере охраны окружающей среды, проведенных в течение реализации проекта устойчивого развития;

б) на этапе подтверждения соответствия:

  • подтверждение типа инструмента финансирования устойчивого развития, определенного абзацем четвертым пункта 4 Национального Стандарта, и его соответствие типу, подтвержденному верификатором перед привлечением денежных средств;
  • анализ изменений внутренней политики, процедур, процессов и информационных систем инициатора, связанных с обеспечением размещения денежных средств, привлеченных для финансирования проектов устойчивого развития, в том числе размещения денежных средств, привлеченных посредством выпуска инструмента финансирования устойчивого развития и временно не израсходованных на реализацию (финансирование) проекта устойчивого развития (портфеля проектов устойчивого развития), или эквивалентного объема денежных средств, подготовкой регулярной отчетности с учетом изменений, произошедших после регистрации выпуска (дополнительного выпуска) облигаций или принятия решения о предоставлении кредита;
  • анализ учета и движения привлеченных в рамках инструмента финансирования устойчивого развития денежных средств, в том числе размещения привлеченных посредством выпуска инструмента финансирования устойчивого развития и временно не израсходованных на реализацию (финансирование) проекта устойчивого развития (портфеля проектов устойчивого развития) денежных средств или эквивалентного объема денежных средств, их целевого использования;
  • анализ информации о фактических, промежуточных и целевых показателях экологического эффекта проекта устойчивого развития, а также информации о существенных негативных факторах, влияющих на достижение показателей экологических эффектов, полученной путем проведения интервью с сотрудниками инициатора и (или) организаций, реализующих проект устойчивого развития, из открытых источников информации, а также при необходимости путем направления запросов инициатору и (или) организации, реализующим проект устойчивого развития, третьим сторонам, включая специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и общественные организации;
  • анализ раскрытия информации об использовании денежных средств, привлеченных в рамках инструмента финансирования устойчивого развития, в регулярной отчетности инициатора, выпускаемой для информирования инвесторов, кредиторов и иных заинтересованных лиц, на предмет соответствия инструмента финансирования устойчивого развития требованиям, предусмотренным настоящим документом (для облигаций дополнительно проводится анализ на предмет соответствия облигаций требованиям об эмиссии ценных бумаг, установленным Банком России для облигаций, выпуск или программа которых содержит дополнительную идентификацию с использованием слов «зеленые облигации» (для зеленых облигаций) или слов «адаптационные облигации» (для адаптационных облигаций) (не применяется для государственных и муниципальных облигаций);
  • анализ результатов (актов, заключений, предписаний, представлений и иных результатов, предусмотренных законодательством Российской Федерации) контрольных (надзорных) мероприятий в сфере охраны окружающей среды, проведенных в течение реализации проекта устойчивого развития.

Для проведения верификации верификатор получает информацию непосредственно от инициатора, из открытых источников и формирует суждение исходя из полноты и достоверности полученной информации. Верификатор, если это определено собственной методологией верификации (далее — методология верификатора), может проводить иные процедуры, запрашивать или получать из открытых источников, а также от инициатора иную информацию, необходимую для верификации. (14 пункт - Национальный Стандарт)

Сроки проведения верификации определяются инициатором совместно с верификатором с учетом необходимого объема процедур и могут быть скорректированы верификатором по согласованию с инициатором с учетом результатов проводимых процедур и полученной в ходе их реализации информации.

Выбор проводимых верификатором процедур, определенных в пункте 13 Национального Стандарта, осуществляется с учетом специфики зеленого проекта или адаптационного проекта, деятельности инициатора и этапа верификации, определенного в пункте 11 Национального Стандарта. (15 пункт - Национальный Стандарт)

При определении подходов к проведению верификации используется Национальный Стандарт, в том числе модельные подходы, указанные в разделе IV(1) Национального Стандарта, а также методология верификатора и иные документы.
Верификаторы используют Национальный Стандарт, модельные подходы и методологию верификатора для анализа инструментов финансирования устойчивого развития, выпущенных в любых юрисдикциях. (16 пункт - Национальный Стандарт)

Верификаторы на основании модельных подходов разрабатывают собственные подходы (далее — подходы верификатора).

В рамках верификации на этапе определения соответствия верификатор проводит оценку на соответствие планируемого к финансированию за счет привлеченных денежных средств проекта устойчивого развития (портфеля проектов устойчивого развития) критериям проектов устойчивого развития. (17 пункт - Национальный Стандарт)

Оценка экологического эффекта от реализации проекта устойчивого развития (портфеля проектов устойчивого развития) оценивается в соответствии с разделом IV(1) Национального Стандарта.

В зависимости от вида инструмента финансирования устойчивого развития верификатор оценивает проект проспекта облигаций и (или) решения о выпуске облигаций, проект кредитного договора, проект договора об открытии кредитной линии или кредитный договор, договор об открытии кредитной линии, а также иные документы, удостоверяющие права и обязанности сторон в рамках привлечения денежных средств, в части:

  • определения целей финансирования выбранного проекта устойчивого развития (портфеля проектов устойчивого развития) и их соответствия требованиям, предусмотренным настоящим документом, и ожидаемого экологического эффекта от реализации проекта устойчивого развития;
  • соответствия ожидаемого экологического эффекта от реализации проекта устойчивого развития выбранному проекту устойчивого развития и его достижимости путем реализации выбранного проекта устойчивого развития, а также критериям как минимум для одного из направлений, предусмотренных критериями проектов устойчивого развития;
  • определения набора показателей качественного и количественного характера, который позволяет измерить ожидаемый уровень материальности экологического эффекта от реализации проекта устойчивого развития при условии доступности соответствующей методологии расчета или оценки;
  • наличия мер ответственности инициатора за несоответствие инструмента финансирования устойчивого развития требованиям, предусмотренным настоящим документом, в течение жизненного цикла инструмента финансирования устойчивого развития.

На этапе подтверждения соответствия верификатор проводит оценку на соответствие реализуемого (финансируемого) проекта устойчивого развития (портфеля проектов устойчивого развития) критериям проектов устойчивого развития и соответствие инструментов финансирования оценке, проведенной верификатором на этапе определения соответствия.

Верификатор также (при необходимости на выборочной основе) оценивает соответствие сведений о фактически достигнутых или планируемых показателях экологического эффекта от реализации проекта устойчивого развития сведениям, заявленным в проспекте облигаций и (или) решении о выпуске облигаций, кредитном договоре, договоре об открытии кредитной линии, а также в иных документах, удостоверяющих права и обязанности сторон в рамках привлечения денежных средств и включенных в регулярную отчетность.

В рамках этапа определения соответствия верификатор проводит оценку наличия и достаточности политики и процедур инициатора для соблюдения требований, предусмотренных пунктами 7–9 Национального Стандарта. При этом верификатор проводит оценку наличия внутренних нормативных документов инициатора, регулирующих соблюдение целевого использования денежных средств и управление денежными средствами, привлеченными в рамках инструментов финансирования устойчивого развития, в том числе за счет конкретного финансового инструмента устойчивого развития, или эквивалентного объема денежных средств, с учетом положений пункта 8 Национального Стандарта. (18 пункт - Национальный Стандарт)

В рамках верификации на этапе подтверждения соответствия верификатор проводит оценку:

  • соблюдения целевого характера использования привлеченных денежных средств в рамках инструментов финансирования устойчивого развития;
  • соблюдения требований, предусмотренных пунктами 7–9 Национального Стандарта, для облигаций дополнительно учитываются требования об эмиссии ценных бумаг, установленные Банком России (для облигаций, выпуск или программа которых содержит дополнительную идентификацию с использованием слов «зеленые облигации» (для зеленых облигаций) или слов «адаптационные облигации» (для адаптационных облигаций) (не применяется для государственных и муниципальных облигаций), и их соответствие оценке верификатора, проведенной на этапе определения соответствия.

Верификатор проводит оценку соответствия проекта устойчивого развития критериям проектов устойчивого развития в соответствии с Национальным Стандартом. (19 пункт - Национальный Стандарт)

В рамках верификации на этапе определения соответствия верификатор также оценивает:

  • наличие в предоставляемой информации сведений о применяемой инициатором процедуре оценки и отбора проектов устойчивого развития;
  • наличие в предоставляемой информации сведений о применяемой инициатором процедуре оценки экологического эффекта от реализации проекта устойчивого развития (портфеля проектов устойчивого развития), включая выявление потенциальных негативных факторов, влияющих на достижение показателей экологического эффекта от реализации проекта устойчивого развития (портфеля проектов устойчивого развития).

В рамках верификации на этапе подтверждения соответствия верификатор оценивает соответствие проекта устойчивого развития, финансируемого за счет денежных средств, привлеченных в рамках инструментов финансирования устойчивого развития, проекту устойчивого развития, изначально заявленному в проспекте облигаций и (или) решении о выпуске облигаций, кредитном договоре, договоре об открытии кредитной линии, а также в иных документах, удостоверяющих права и обязанности сторон в рамках привлечения денежных средств. Верификатор оценивает, что:

  • инициатор соблюдал принятую процедуру оценки и отбора проектов устойчивого развития для финансирования и финансируемые проекты устойчивого развития соответствуют проекту устойчивого развития (портфелю проектов устойчивого развития), оцененному верификатором;
  • инициатор ведет и своевременно актуализирует реестр финансируемых проектов устойчивого развития, включая сведения о достигнутом экологическом эффекте от реализации проектов устойчивого развития;
  • инициатор осуществляет мониторинг достигнутого экологического эффекта от реализации проектов устойчивого развития, в том числе как минимум ежегодно для подготовки регулярной отчетности по инструменту финансирования устойчивого развития актуализирует информацию о достигнутом (планируемом) экологическом эффекте от реализации проектов устойчивого развития и возможных негативных факторах, влияющих на его достижение;
  • выбранные и одобренные для финансирования проекты устойчивого развития обеспечили или, по доступной на момент верификации информации, обеспечат получение экологического эффекта от реализации проекта устойчивого развития и отсутствие негативных факторов, влияющих на достижение экологического эффекта от реализации проекта устойчивого развития.

По итогам верификации верификатор выпускает заключение с одним из следующих выводов о соответствии инструмента финансирования устойчивого развития требованиям, предусмотренным настоящим документом (20 пункт - Национальный Стандарт):

  • соответствует;
  • не соответствует;
  • сделать вывод о соответствии не представляется возможным.

Методы и механизмы

Какими инструментами участник экосистемы реализует свою основную функцию?

Ключевым инструментом верификатора является принятая методология, в рамках которой допускается наличие тех или иных инструментов. При этом методологии и набор инструментов могут отличаться в зависимости от конкретного верификатора.

В целом процедура верификации регламентируется Национальным Стандартом.

Дополнительно следует обращать внимание:

  • на Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 г. № 1912-р «Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации»;
  • Положение Банка России от 19 декабря 2019 г. № 706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг»;
  • Положение Банка России от 27 марта 2020 г. № 714-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг»

Состав участников

Какие российские и зарубежные организации являются примером участника экосистемы?

Рейтинговые агентства:

  • Аналитическое кредитное рейтинговое агентство;
  • Национальное рейтинговое агентство;
  • «Национальные Кредитные Рейтинги»;
  • «Эксперт РА».

Аудиторские компании, включенные в Реестр аудиторских организаций Министерства финансов Российской Федерации:

  • «Финансовые и бухгалтерские консультанты»;
  • Kept;
  • Б1.

Государственное учреждение:

  • Московская государственная экспертиза.

Иные типы организаций:

  • ООО «Интерэкспертиза-Верификация»;
  • ООО «Грин»;
  • ООО «Консультационно-экспертный центр»;
  • Научно-технический центр «ПРАВО»
  • ООО «Пачоли Консалтинг».
Актуальный реестр

Драйверы

Какие факторы оказывают основное влияние на данного участника экосистемы?

  • Начиная с 2021 года верификация является обязательной процедурой с точки зрения выпуска инструментов финансирования устойчивого развития.
  • Основную роль на рынке верификации в России продолжают играть кредитные рейтинговые агентства, и поэтому практически весь набор национального регулирования, применимый к данным организациям, косвенно оказывает влияние и на рынок верификации.
  • Изменения в Национальном Стандарте, а также в правилах листинга Московской биржи и документах Банка России в целом повышают требования к качеству работы национальных верификаторов.
  • Отсутствие каких-либо льгот, преференций со стороны государства, а также фактическое отсутствие гриниума оказывают сдерживающие влияние на национальный рынок верификации.
  • Внешнеполитические условия сдерживают выход национальных российских верификаторов на рынки других стран (в частности, стран СНГ).

Ключевые тенденции

Что происходит с участником экосистемы, его местом, продуктами, значением?

  • Национальный рынок устойчивого финансирования является относительно небольшим как по объемам размещения (до 250 млрд руб. ежегодно), так и по числу эмитентов (не более 10–15 эмитентов ежегодно), в то время как число верификаторов на национальном рынке значительно.
  • На национальном рынке доминируют кредитные рейтинговые агентства, в то время как на международных рынках доминируют специализированные компании.
  • Постепенные изменения в законодательстве в целом направлены на повышение роли и ответственности верификаторов.

Уровень зрелости

В какой степени соотносится состояние развития российских элементов экосистемы с международным уровнем?

Национальный рынок устойчивого финансирования и верификации характеризуется достаточно детальным и относительно развитым регулированием (включая требования к верификаторам, самой процедуре верификации, требования к инструментам финансирования устойчивого развития и проектам), но при этом очень ограниченными объемами публичных инструментов финансирования устойчивого развития и числом эмитентов

Авторы секции

Кем подготовлено описание участника экосистемы?

АКРА (Акционерное общество «Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство») – российское рейтинговое агентство, аккредитованное при Банке России. АКРА имеет полное регуляторное признание в России (более 70 нормативных актов Банка России и Правительства Российской Федерации используют кредитные рейтинги АКРА). АКРА включено в перечень верификаторов сектора устойчивого развития Московской биржи, а также национальный перечень верификаторов инструментов устойчивого развития ВЭБ.РФ.

www.acra-ratings.ru
Горчаков Владимир Евгеньевич, руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА

Валидация секции

Кем выполнен обзор и анализ описания участника экосистемы?

Бик Светлана Ивановна, руководитель Экспертно-аналитической платформы «Инфраструктура и финансы устойчивого развития»

Катасонова Юлия Юрьевна, директор группы рейтингов устойчивого развития Эксперт РА

Департамент корпоративных отношений Банка России, Департамент финансовой стабильности Банка России, Департамент стратегического развития финансового рынка Банка России


Редакция от декабря 2023 года.