Верификатор политик ответственного инвестирования

Целевая аудитория

На кого направлена деятельность участника экосистемы?

Заинтересованными сторонами являются:

  • институты развития, инвестиционные фонды и институциональные инвесторы, прочие инвесторы для получения разумной уверенности, что направления инвестирования и управление проектами получателя денежных средств отвечают требованиям национального регулирования, лучшим практикам ответственного инвестирования, а также соответствуют принципам, подходам и Политикам инвестора;
  • менеджмент организации для получения удостоверения соответствия Политик компании (или дочерних предприятий) национальному регулированию и лучшим практикам ответственного инвестирования, а также для оценки уровня зрелости этих практик;
  • другие физические или юридические лица, а также группы или сообщества физических и /или юридических лиц без образования юридического лица, на которые оказывает воздействие реализация Политик.

Перечень верифицируемых Политик включает, но не ограничивается следующими:

  • Политики в области ответственного инвестирования;
  • Политики в области зеленого инвестирования;
  • Политики в области социального инвестирования;
  • Политики социальной направленности программ, услуг или продуктов.

Место в экосистеме

Каковы ценность и основная функция участника экосистемы?

Роль заключается в удостоверении соответствия Политик социально-ответственного бизнеса международным и национальным принципам, стандартам и критериям в сфере устойчивого развития, ответственного или зеленого инвестирования/финансирования, и/или социальной направленности.

В процессе организации привлечения финансирования на проекты устойчивого развития возникают ситуации, когда проекты находятся еще на стадии идеи или концепции, проведения промышленной или экологической экспертизы или окончательного согласования проектной документации. В этом случае организация находится в поиске финансирования либо под портфель новых проектов, либо на выполнение следующих этапов многостадийных проектов.

Практика показывает, что шансы получения финансирования, а также вероятность снижения стоимости капитала организации существенно увеличиваются, если у организации есть верифицированная независимой экспертной организацией политика или политики в области социально-ответственного инвестирования (охватывающие ответственное/зеленое/социальное инвестирование) (далее — Политика). Данная Политика должна отвечать как национальным регламентирующим документам, так и лучшим зарубежным практикам.

Политика является документом, определяющим не только направления деятельности финансового института или эмитента в области ответственного инвестирования, но и содержащим принципы отбора проектов устойчивого развития, управления средствами, направляемыми в такие проекты, правила подготовки отчетности о расходовании средств и другие элементы контроля, обратной связи и обязательства по выполнению подходов и принципов. В Политике также прописываются корпоративные процедуры, контроль и другие аспекты, связанные с финансированием и его исполнением.

Для финансового института или организации эмитента в области ответственного инвестирования Политика должна стать ключевым управленческим инструментом, определяющим подходы как к трансформации деятельности организации в направлении устойчивого развития, так и к интеграции принципов устойчивого развития в проектную деятельность. Ключевая задача верификатора — убедиться в том, что документ не носит формальный характер, не разработан исключительно с целью привлечения инвестиций или финансирования, а действительно является неотъемлемой частью корпоративного управления организации. Для этого верификатор должен убедиться, что принципы и подходы, изложенные в Политике, применяются в организации на постоянной основе, она взаимосвязана со всеми бизнес-процессами организации, а совет директоров и высший орган управления осуществляют надзор за эффективностью применения Политики.

Верификатор проводит процедуры оценки соответствия Политики установленным требованиям и выпускает Заключение о соответствии/несоответствии (Независимое мнение (Second Party Opinion — SPO)).

Верификация Политики не распространяется на проекты, финансовые инструменты, продукты и иные услуги, разработанные на основе Политик. Для этого необходимо выполнить непосредственную верификацию проектов и инструментов. При этом верификация Политики — это самостоятельный процесс оценки уровня зрелости интеграции принципов устойчивого развития в корпоративное управление организации. Поэтому верификация Политики способствует, но не упрощает процессы верификации проектов, финансовых инструментов или иных услуг, разработанных на основе Политик.

Предметом верификации является действующая на момент удостоверения версия Политики. Верификация осуществляется один раз на весь срок действия этой версии. Для проведения процедуры верификации новой версии Политики заказчик предоставляет верификатору действующую версию Политики и описание ключевых изменений по сравнению с предыдущей версией, включая описание обновленных корпоративных процедур, новые версии международных и национальных принципов, стандартов (в том числе добровольных и отраслевых) и критериев в сфере устойчивого развития, которые послужили основанием для разработки новой версии документа.

Получение независимого мнения (в форме заключения) о соответствии Политики международным и российским стандартам и инициативам позволит инвесторам и иным стейкхолдерам:

  • убедиться, что Политика организации является актуальной и утверждена в соответствии с действующими внутренними процедурами;
  • использовать Политики при отборе проектов устойчивого развития (включая зеленые, социальные, адаптационные и климатические) в целях формирования кредитного портфеля или выпуска долговых финансовых инструментов в форме облигаций для финансирования любых видов проектов устойчивого развития;
  • применять Политики при формировании собственных инвестиционных портфелей и инвестиционных портфелей клиентов;
  • получить подтверждение, что Политика встроена в систему корпоративного управления организации, взаимосвязана с всеми бизнес-процессами, другими Политиками и процедурами и не противоречит им;
  • убедиться, что высшие органы управления осуществляют надзор за правильностью и эффективностью применения Политики (например, в ходе регулярных проверок внутренним аудитом);
  • понять подходы организации к использованию и управлению привлеченными денежными средствами, выбору объектов и направлений использования инвестиций;
  • оценить уровень интеграции принципов ответственного инвестирования в проектную деятельность организации;
  • удостовериться в соответствии проектной деятельности организации Целям устойчивого развития (ЦУР) ООН, лучшим российским и международным практикам, стандартам и рекомендациям регулятора;
  • получить разумную уверенность, что цели проектов организации в области ответственного инвестирования будут достигнуты в рамках бюджетов и заданных сроков их реализации;
  • выявить лидеров в области ответственного инвестирования и сравнить лучшие практики;
  • повысить уровень информационной прозрачности организации для заинтересованных сторон в случае раскрытия Политики неограниченному числу лиц;
  • снизить стоимость капитала и повысить своевременность привлечения капитала на проекты.

Основой для проведения верификации является методология, разработанная верификатором в соответствии с ориентирами, указанными выше. Методология должна быть раскрыта на сайте верификатора. Верификатор обязуется обеспечить системное применение методологии. Не допускается отступлений от методологии, касающихся последовательности проведения процедуры оценки, и отступлений от соблюдения требований, предъявляемых к Политикам. Верификатор должен установить и публично раскрывать сроки и причины пересмотра методологии и своевременно пересматривать методологию согласно разработанным правилам.

Перечень опорных международных и российских стандартов и инициатив (ориентиров), используемых при проведении верификации включает, но не ограничивается:

в части нормативных актов и рекомендаций Банка России:

  • Указ Президента России «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
  • Указ Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2021 г. № 1 587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации»;
  • Распоряжение Правительства Российской федерации от 14 июля 2021 г. № 1912-р «Об утверждении целей̆ и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской̆ Федерации»;
  • Положение Банка России от 19 декабря 2019 г. № 706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг»;
  • указания и инструкции Банка России;
  • Кодекс корпоративного управления, рекомендованный к применению Банком России, утвержден Советом директоров Банка России 21 марта 2014 года;
  • Стратегия развития финансового рынка до 2030 года, утвержденная Правительством Российской Федерации;
  • Система оценки качества инфраструктурных проектов IRIIS, разработанная ВЭБ.РФ;
  • информационные письма и рекомендации Банка России;
  • проект Критериев (Таксономии) социальных проектов в Российской Федерации или Критерии (Таксономия) социальных проектов в Российской Федерации после их официального утверждения;
  • российские отраслевые стандарты в направлении устойчивого развития;
  • актуальные редакции Правил листинга ПАО Московская Биржа и ПАО «СПБ Биржа»;

в части международных ориентиров:

  • ЦУР ООН (Sustainable Development Goals, SDGs);
  • Рекомендации и принципы в области инструментов устойчивого финансирования Международной ассоциации рынков капитала (ICMA);
  • Принципы ответственного инвестирования Международной ассоциации ответственного инвестирования PRI (Principles for Responsible Investment Initiative);
  • Принципы качественных инвестиций в инфраструктуру Quality Infrastructure Investment G20 (применимо при оценке «адаптационных» облигаций для финансирования инфраструктурных проектов);
  • отраслевые стандарты, принципы, рекомендации и структура отчетности о воздействии на проекты, подготовленные рабочими группами ICMA и CBI (Climate Bonds Initiative), а также другими признаваемыми организациями и объединениями рынка.

Деятельность по верификации Политик в настоящее время является нелицензируемой. Важными условиями являются открытость и актуальность методологии, системность применения методологии, объективность и независимость верификатора (включая отсутствие конфликта интересов).

Верификация Политик проводится по заданию, согласованному с организацией, заказавшей данную услугу. Процедуры, выполняемые в рамках профессионального подтверждения (заверения), должны быть достаточными для обоснования выводов, указанных в заключении.

Функции и задачи

Что конкретно делает участник экосистемы для реализации своей основной функции?

Верификатор анализирует Политики и, при необходимости, связанные документы, описание корпоративных процедур, имеющих отношение к Политикам, и оценивает их на предмет соответствия международным и российским стандартам и инициативам в области устойчивого развития.

Необходимыми источниками информации для верификации являются:

  • действующая версия Политики;
  • корпоративные документы, на основании которых принято решение об утверждении Политики;
  • описание и обоснование ожидаемого эффекта от реализации Политики;
  • документы, подтверждающие полномочия органа, утвердившего Политику;
  • корпоративные документы, которые упоминаются в Политике;
  • положение об инвестиционном комитете, экспертном совете по устойчивому развитию, или ином аналогичном коллегиальном органе;
  • стратегия в области устойчивого развития (при наличии);
  • внутренние документы, регламентирующие организацию внутреннего контроля и внутреннего аудита, управления рисками, в том числе в части экологических, социальных, рисков корпоративного управления (если они связаны с Политикой);
  • нефинансовая отчетность или иная официальная информация, подтверждающая достижение целей, описанных в документе, и (или) практический опыт применения Политики в деятельности компании (при наличии);
  • внутренние документы компании по отбору проектов или активов для инвестирования/финансирования на основании принципов устойчивого развития, подходы к оценке ESG-рисков или оценки подверженности климатическим рискам проектов, в которые осуществляется инвестирование или привлечение финансирования;
  • документ, подтверждающий участие компании в качестве члена или подписанта соответствующих международных и национальных инициатив / рабочих групп (при наличии);
  • иная информация по запросу агентства, касающаяся оценки соответствия Политик целям устойчивого развития, принципам и стандартам в сфере устойчивого развития.

Оценка соответствия Политики целям устойчивого развития, а также стандартам в области устойчивого развития включает:

  • оценку соблюдения общих требований;
  • оценку соблюдения специальных требований;
  • оценку соблюдения принципов отбора проектов

Оценка соблюдения общих требований включает в себя оценку актуальности предоставленной Политики, соответствие порядка утверждения Политики установленным процедурам у заказчика. Политика должна быть четко встроена в систему корпоративного управления, обеспечивающую возможность контроля за ее соблюдением и своевременным обновлением.

Оценка соблюдения специальных требований включает в себя удостоверение, что Политика максимально полно раскрывает (1) ориентиры и принципы, на которых она построена, а также (2) цели документа в форме, понятной всем категориям заинтересованных сторон. Верификатор проверяет наличие смысловых, логических и содержательных взаимосвязей с документами и корпоративными процедурами, бизнес-процессами, которые перечислены в Политике, а также соответствие ориентирам, указанным в разделе «Особенности продукта».

Оценка соблюдения отдельных требований к принципам отбора проектов для финансирования включает в себя удостоверение того, как принципы оценки и отбора проектов для реализации (включая использование средств, процесс оценки и отбора проектов, управление средствами, формирование отчетности) соответствуют ориентирам, указанным в разделе «Особенности продукта»

Методы и механизмы

Какими инструментами участник экосистемы реализует свою основную функцию?

Результатом деятельности верификатора является заключение (выражение независимого мнения) на основе анализа всей имеющейся в распоряжении верификатора информации. Заключение содержит описание результатов оценки и не предусматривает градации по баллам или иным счетным критериям.

Полнота и достоверность информации, предоставленной заказчиком, оказывают существенное влияние на качество оценки. Если будет обнаружено сокрытие существенных фактов, которые могли бы повлиять на экспертное мнение верификатора, либо выявлена фальсификация предоставленных данных, верификатор оставляет за собой право учесть данные факты при подготовке заключения о соответствии/несоответствии.

В соответствии с лучшими практиками и рекомендациями верификатор осуществляет публичное раскрытие заключения (независимого мнения) посредством публикации пресс-релиза на официальном сайте верификатора.

Заказчик услуги вправе использовать заключение (независимое мнение) для подтверждения соответствия документа ориентирам, принципам и стандартам в области устойчивого развития, ответственного инвестирования или финансирования для своих целей или при подготовке нефинансовых отчетов.

Заказчик услуги вправе осуществлять раскрытие необходимых сведений о верификаторе как юридическом лице, подготовившем заключение (документ) о соответствии (включая наименование, место нахождения, описание опыта в области верификации).

Заказчик вправе использовать заключение (независимое мнение) верификатора на свое усмотрение: как частично, так и полностью размещать в открытом доступе для неограниченного круга пользователей, предоставлять в качестве оценки квалифицированных третьих лиц для верификации иных внутренних документов, бизнес-процессов, корпоративных процедур.

В своей деятельности верификатор должен следовать:

  • Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ;
  • Постановлению Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2021 г. № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации»;
  • Методологическим рекомендациям государственной корпорации развития «ВЭБ РФ» как методологического центра по инструментам финансирования устойчивого развития (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. № 3024-р «О формировании межведомственной рабочей группы по финансовым инструментам устойчивого развития и об определении ВЭБ.РФ в качестве методологического центра по финансовым инструментам устойчивого развития»).

В случае проведения верификации кредитными рейтинговыми агентствами агентства в своей деятельности должны руководствоваться Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 222-ФЗ «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76.1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

Состав участников

Какие российские и зарубежные организации являются примером участника экосистемы?

В российской юрисдикции услуги по верификации осуществляют:

  • Кредитные рейтинговые агентства
  • Управленческие, финансовые и бухгалтерские консультационные компании
  • Государственные экспертные учреждения
  • Иные консультационно-экспертные центры

Драйверы

Какие факторы оказывают основное влияние на данного участника экосистемы?

На состояние и содержание данной роли оказывает влияние:

  • развитие национального регулирования в области устойчивого развития и ответственного инвестирования;
  • развитие международного регулирования и лучших практик в области устойчивого развития и ответственного инвестирования;
  • уровень зрелости как эмитентов инструментов ответственного инвестирования, так и инвесторов;
  • степень развития инфраструктуры ответственного инвестирования (включая института верификаторов);
  • позиция регуляторов (например, Банка России) и методологического центра (ВЭБ РФ) в вопросе обязательности осуществления верификаций, содержания методологий, использования заключения и верификации и т. п.;
  • уровень зрелости национальных рынков ответственного инвестирования;
  • международной кооперации России и российских инвесторов с участниками и регуляторами зарубежных рынков ответственного инвестирования.

Ключевые тенденции

Что происходит с участником экосистемы, его местом, продуктами, значением?

Основные тренды:

  • Ключевой тенденцией в 2022–2023 гг. является уход с российского рынка международных провайдеров в области устойчивого развития при одновременном росте числа потребителей данных в области устойчивого развития.
  • Производится переориентация потребителей верификации на национальные экспертные центры. Круг таких центров продолжает расширяться.
  • Существует проблема признания результатов верификации, выполненных национальными провайдерами, стейкхолдерами за пределами Российской Федерации. Эта проблема тормозит развитие национальных институтов верификации.
  • Рост рынка верификации сдерживается невысокими объемами выпуска инструментов устойчивого развития и недостаточной грамотностью населения и бизнеса в области ответственного инвестирования.
  • Кооперация с международными инвесторами, консультационными и регулирующими органами зарубежных стран в настоящее время остается затрудненной в связи с геополитическим кризисом.

Уровень зрелости

В какой степени соотносится состояние развития российских элементов экосистемы с международным уровнем?

Повестка устойчивого развития в Российской Федерации сохраняет свою повышенную актуальность на ближайшее десятилетие. Поэтому востребованность и распространение верификации Политик будет расти по мере роста рынка ответственного инвестирования и расширения перечня инвесторов в зеленые и социальные облигации, а также иные инструменты устойчивого развития.

Практики лидеров рынка сопоставимы с лучшими международными, методологии лидеров рынка учитывают все лучшие международные практики, применимые в России, а также постоянно совершенствуются в ответ на появление новых методик, инструментов и накопление опыта.

Авторы секции

Кем подготовлено описание участника экосистемы?

Общество с ограниченной ответственностью «Национальное Рейтинговое Агентство»

www.ra-national.ru

Кредитное рейтинговое агентство

Исполнители:

Гришунин Сергей Вадимович, к. э. н, CFA, CIA, руководитель рейтинговой службы
Никитина Татьяна Юрьевна, старший директор рейтингов финансовых компаний

Валидация секции

Кем выполнен обзор и анализ описания участника экосистемы?

Лаврентьева Анна Николаевна, старший вице-президент Новикомбанка
Куржиямский Игорь Михайлович, вице-президент - директор Департамента развития бизнеса Новикомбанка

Бик Светлана Ивановна, руководитель Экспертно-аналитической платформы «Инфраструктура и финансы устойчивого развития»

Департамент корпоративных отношений Банка России, Департамент финансовой стабильности Банка России, Департамент стратегического развития финансового рынка Банка России


Редакция от декабря 2023 года.