Образовательные организации академического профиля

Целевая аудитория

На кого направлена деятельность участника экосистемы?

Деятельность образовательных организаций академического профиля направлена:

  • на органы государственной власти;
  • институты развития, финансовые организации;
  • бизнес-сообщества;
  • экспертное сообщество;
  • НКО;
  • общество в целом (посредством просветительских программ).

Место в экосистеме

Каковы ценность и основная функция участника экосистемы?

Ключевая роль образовательных организаций академического профиля заключается в подготовке кадров по ряду естественно-научных, инженерно-технических, социально-экономических и гуманитарных направлений, формирующих широкое мировоззрение, фундаментальные знания и мягкие навыки для осуществления трансформационной деятельности в области устойчивого развития в интересах государственных, коммерческих и общественных организаций.

Образовательные организации академического профиля формируют новый системный и интегрированный тип мышления у студентов всех уровней обучения:

  • разрабатывают образовательные стандарты подготовки специалистов в области устойчивого развития;
  • разрабатывают и реализуют основные образовательные программы и программы профессиональной переподготовки специалистов в области устойчивого развития и ESG;
  • формируют требования к содержанию программ и дисциплин в области устойчивого развития;
  • создают коллекции учебных и учебно-методических материалов для преподавания дисциплин и реализации проектной деятельности студентов в области устойчивого развития и ESG;
  • внедряют лучшие практики в образовательные программы высшего и среднего профессионального образования;
  • выпускают специалистов широкого и узкого профиля для профессиональной работы в области устойчивого развития и ESG;
  • разрабатывают и реализуют программы профессиональной переподготовки специалистов в области устойчивого развития.

Особенности образовательных организаций академического профиля:

  • проведение академических исследований, отвечающих международным требованиям, в области стандартов, регулирования, тенденций, практик устойчивого развития, а также новых моделей организации деятельности компаний коммерческого и некоммерческого сектора;
  • внедрение и реализация проектного подхода к образовательному процессу в области устойчивого развития, вовлечение экспертов в проектную работу со студентами;
  • распространение результатов через публикации, научно-практические конференции, круглые столы и семинары для широкого обсуждения вопросов внедрения повестки устойчивого развития;
  • осуществление обмена опытом с учеными и специалистами из зарубежных стран с целью разработки региональных и глобальных научных подходов в области устойчивого развития.

В своей деятельности образовательные организации академического профиля предоставляют ряд продуктов:

  • бакалаврские программы обучения, призванные готовить кадры для широкого перечня специальностей по различным направлениям, обладающие фундаментальными профильными знаниями и пониманием общего контекста устойчивого развития и ESG;
  • магистерские программы обучения, направленные на профильную подготовку специалистов по различным направлениям, обладающих продвинутыми компетенциями в области устойчивого развития и ESG, часто, совмещающими глубокие профильные знания, «мета-компетенции» и продвинутые управленческие навыки;
  • программы аспирантуры и докторантуры, направленные на подготовку высококвалифицированных академических кадров для решения ключевых задач современной науки в области устойчивого развития;
  • программы дополнительного образования, направленные на переобучение, повышение квалификации и обмен опытом в области устойчивого развития для руководителей среднего и высшего звена коммерческих и государственных структур;
  • просветительские программы, направленные на повышение уровня грамотности в области устойчивого развития для широкой аудитории (летние/зимние, лектории, мастер-классы, открытые лекции и т. п.);
  • научно-практические семинары для обмена опыта и широкого обсуждения отдельных задач в области устойчивого развития.

Образовательные продукты формируются и постоянно обновляются в зависимости от изменений национальных стандартов в области устойчивого развития. Активно применяется онлайн и гибридная форма обучения.

Вторая роль образовательных организаций академического профиля заключается в осуществлении фундаментальных и прикладных исследовательских проектов по разработке и внедрению инновационных технологий, инструментов (моделей, методик, механизмов), стандартов в области устойчивого развития, а также экспертной деятельности по вопросам внедрения практик устойчивого развития и разработанных инновационных инструментов для государственных, и коммерческих и общественных организаций.

В рамках указанной роли образовательные организации академического профиля:

  • при поддержке государственных научных фондов, государственных и коммерческих организаций проводят фундаментальные исследования, направленные на формирование новых знаний в области устойчивого развития и ESG;
  • по заданиям коммерческих и государственных структур осуществляют научно-иследовательские проекты и проводят опытно-конструкторские работы (НИОКР) по разработке и внедрению инновационных технологических решений и инструментов в области устойчивого развития;
  • разрабатывают экспертные заключения и проводят консультации руководителей коммерческих и государственных структур по вопросам внедрения инструментов и лучших практик устойчивого развития и ESG;
  • разрабатывают рекомендации по внедрению инновационных технологических и управленческих решений, инструментов и подходов в области устойчивого развития и ESG, находящих отражение в монографиях, аналитических отчетах, методических рекомендациях и практических пособиях для специалистов в области устойчивого развития и ESG.

Деятельность образовательных организаций академического профиля создает ценность и оказывает долгосрочное положительное воздействие:

  • на студентов и слушателей программ основного и дополнительного образования, формируя у них представление о практиках устойчивого развития, изменяя образ мышления и подходы к принятию решений в рамках профессиональной деятельности;
  • бизнес, способствуя (1) внедрению лучших практик и инновационных технологических решений в деятельность компаний, (2) повышению их репутации и изменению форматов взаимодействия с заинтересованными сторонами, (3) повышению социального капитала и развитию эффективной корпоративной культуры, (4) финансовой устойчивости бизнеса посредством управления ESG-рисками, сокращения операционных издержек, внедрения новых технологий;
  • государство посредством (1) подготовки квалифицированных специалистов, развивающих повестку на уровне госуправления, (2) развития национальной повестки устойчивого развития, (3) роста инвестиций в российскую экономику, (4) улучшения качества и уровня жизни людей, (5) сокращения подверженности государства социально-экономическим и экологическим рискам;
  • общество, благодаря (1) созданию благоприятных условий для жизни людей, (2) развитию человеческого капитала и просвещению населения, (3) внедрению эффективных решений в работу некоммерческого сектора;
  • профессиональное сообщество, через (1) обмен опытом и лучшими практиками для развития углубленной экспертизы; (2) разработку новых технологических решений.

Ценность деятельности образовательных организаций академического профиля признается субъектами устойчивого развития благодаря их вкладу в создание новых знаний и развитие специалистов нового формата с системным и интегрированным образом мышления. Результатом положительного влияния деятельности образовательных организаций академического профиля является расширение кадрового потенциала страны в области устойчивого развития как в государственном, так и в корпоративном секторах экономики и формирование более глубокой и разносторонней экспертизы экспертных центров по различным аспектам устойчивого развития и ESG в этих секторах.

Функции и задачи

Что конкретно делает участник экосистемы для реализации своей основной функции?

Для реализации своей основной функции образовательные организации академического профиля осуществляют следующие направления деятельности, связанные с повесткой устойчивого развития:

  • обеспечивают разработку и интеграцию образовательных стандартов высшего образования по направлениям бакалавриата и магистратуры;
  • проводят академические исследования, направленные на выявление взаимосвязей и изучение влияния различных факторов на устойчивое развитие на страновом, региональном, отраслевом и организационном уровнях;
  • осуществляют научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по разработке инновационных технологических решений, продуктов и инструментов в области устойчивого развития;
  • разрабатывают кейсы по лучшим практикам для дальнейшей интеграции в образовательную деятельность;
  • проводят научные конференции и круглые столы для популяризации полученных научных результатов;
  • публикуют научные и аналитические статьи в ведущих научных и профессиональных журналах, проводят иную просветительскую деятельность.

Методы и механизмы

Какими инструментами участник экосистемы реализует свою основную функцию?

Свою функцию образовательные организации академического профиля в области ESG реализуют с помощью следующих основных инструментов:

  • образовательные программы;
  • просветительские программы;
  • научные исследования;
  • научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР);
  • учебные и практические кейсы;
  • аналитические обзоры;
  • научные, профессиональные и образовательные мероприятия;
  • публикации.

Состав участников

Какие российские и зарубежные организации являются примером участника экосистемы?

В России примерами представителей образовательных организаций академического профиля, имеющих образовательные программы в области ESG, являются:

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ);
  • Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (МГУ);
  • Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ);
  • Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации (МГИМО);
  • Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНГХиС);
  • Российский университет дружбы народов (РУДН);
  • Российский химико-технологический университет (РХТУ) им. Д. И. Менделеева;
  • Санкт-Петербургский государственный политехнический университет им. Петра Великого (СПбПУ);
  • Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова (РЭУ.РФ);
  • Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет им. В. И. Ленина (СПбГЭТУ «ЛЭТИ»);
  • Университет науки и технологий МИСИС;
  • Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ) и многие другие.

Примерами зарубежных образовательных организаций академического профиля, реализующих подготовку специалистов в области ESG, являются:

  • Erasmus University (Нидерланды);
  • University of Cambridge (Великобритания);
  • University of Oxford (Великобритания);
  • Harvard University (США);
  • University of Pennsylvania (США);
  • Cornell University (США);
  • Colombia University (США);
  • University of Cape Town (ЮАР);
  • INSPER (Бразилия);
  • University of Melbourne (Австралия);
  • Peking University (Китай);
  • East China University of Science and Technology (Китай) и многие другие.

Драйверы

Какие факторы оказывают основное влияние на данного участника экосистемы?

Ключевыми внешними драйверами в интеграции повестки устойчивого развития в высшем образовании являются организации системы ООН (ЮНЕСКО, Программа развития ООН, Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Международная организация труда (МОТ), Информационый центр ООН, сеть Глобального договора ООН, PRME и пр.), престижные международные рейтинги и рэнкинги университетов (QS World University Rankings, THE Times Higher Education World University Rankings, Impact Ranking, Corporate Knights, «Три миссии университета» и пр.), а также международные и национальные аккредитирующие органы. Выполняя требования соответствия принципам этики, ответственности и устойчивости в образовательных, исследовательских, просветительских, партнерских и организационных процессах, высшее образование призвано играть важную роль в реализации 17 Целей устойчивого развития ООН и национальных целей развития Российской Федерации.

По данным исследования «Образование в области устойчивого развития и ЕSG», подготовленного в 2023 году Национальным ESG Альянсом и Высшей школой бизнеса (ВШБ), несмотря на то, что исследователи и представители бизнес-сообщества уже давно обращают внимание на необходимость интеграции принципов устойчивого развития и этичного поведения в практику образовательных учреждений (во все ключевые направления деятельности вузов – образование, наука, управление кампусом и т. д.), до сих пор не определен формат такой интеграции, которая позволила бы достигнуть в контексте новых реалий оптимального баланса интересов и потребностей бизнеса, государства и общества.

В рамках проведенного исследования эксперты ВШБ НИУ ВШЭ обнаружили некоторые дисбалансы в реальном спросе со стороны компаний на специалистов в области устойчивого развития и образовательном предложении. Спрос со стороны рынка труда нацелен на удовлетворение текущих потребностей в специалистах в кратчайшие сроки. Как результат, бизнес формирует высокий спрос на дополнительное профессиональное образование (ДПО) (краткосрочные программы) и значительно более низкий спрос на системное образование (особенно бакалавриат), которое предлагают вузы.

Кроме того, исследование показало, что для реализации качественного образования в области устойчивого развития требуется формирование кадрового резерва преподавателей. Данный вызов ставит перед образовательной системой задачу по идентификации необходимых компетенций и знаний для преподавателей в области устойчивого развития и определению допустимого соотношения «академических» преподавателей и преподавателей-практиков.

Ключевые тенденции

Что происходит с участником экосистемы, его местом, продуктами, значением?

Ключевой мировой тренд — активное появление образовательных программ по устойчивому развитию и ESG как на уровне системы высшего образования (бакалавриат, магистратура, высшее профессиональное образование (ВПО) и ДПО), так и корпоративного образования. При этом наблюдается повышение роли локальных игроков, что связано со смещением фокуса на развитие локальных ESG–подходов, стандартов и практик, как ответ на внешние ограничения. Данные тренды стимулируют развитие международной и национальной дискуссии относительного подходов к созданию образовательных программ, методов и дидактических инструментов, позволяющих наиболее эффективно формировать востребованные работодателями компетенции выпускников.

Как показало исследование «Образование в области устойчивого развития и ЕSG», активно формирующийся запрос российского рынка труда на специалистов в области устойчивого развития и ESG далеко не всегда находит своевременный и надлежащий ответ со стороны системы высшего или корпоративного образования. Несоответствие данного ответа связано не только с недостаточной численностью обученных специалистов в области устойчивого развития, но и с качеством их подготовки.

Наиболее распространенным при реализации программ в области устойчивого развития и ESG является компетентностный подход. Многие исследователи сходятся во мнении, что отдельных предметных знаний в области экологии, социологии, корпоративного управления и т. д. для таких программ недостаточно — необходимы практики развития надпредметных компетенций и «мягких навыков». Учитывая высокий запрос со стороны реального сектора на практическую подготовку, передовые методические формы соответствующих образовательных программ предполагают высокую долю проектного обучения, рефлексионных практик, форм обучения через служение обществу, интерактивных обучающих форматов (кейс-стади, бизнес-игры, симуляторы и др.), международных студенческих конкурсов и сообществ (AIM2Flourish.com, Enactus и др.), а также участие студентов в реальных практиках по решению заданий в области устойчивого развития и т. д.

Одной из основных тенденций является повышенное внимание к междисциплинарным подходам к обучению устойчивому развитию и ESG. Это означает, что студенты из самых разных академических кругов будут вместе изучать экологические, социальные и управленческие вопросы. Используя целостный подход к обучению устойчивому развитию и ESG, университеты могут помочь студентам развить не только более полное понимание этих сложных тем, но и эмоциональный и духовный интеллект, необходимый для их решения.

Другой важной тенденцией является использование технологий для повышения уровня образования в области ESG. Онлайн-курсы, симуляторы, инструменты виртуальной реальности и другие цифровые инструменты могут помочь студентам узнать об устойчивом развитии и корпоративной социальной ответственности в увлекательной и захватывающей форме.

Наконец, растет признание необходимости непрерывного обучения в сфере устойчивого развития и ESG. Это означает, что университеты должны предоставлять возможности для постоянного обучения и подготовки специалистов в области устойчивого развития и ESG, помогая им оставаться в курсе последних событий и передовой практики, посредством разработки новых образовательных программ, как полного цикла (бакалавриат и магистратура), так и краткосрочных программ (ВПО и ДПО), предлагая студентам и слушателям гибкие и разнообразные форматы обучения, включая онлайн- модули, проектную работу и выездные обучающие мероприятия с погружением в реальный контекст.

Уровень зрелости

В какой степени соотносится состояние развития российских элементов экосистемы с международным уровнем?

Зрелость российских образовательных организаций академического профиля можно охарактеризовать как среднюю или ниже среднего по сравнению с зарубежными организациями, которые начали осуществлять подготовку специалистов в области устойчивого развития и ESG существенно раньше.

Авторы секции

Кем подготовлено описание участника экосистемы?

Школа финансов факультета экономических наук НИУ ВШЭ

finance.hse.ru

Исполнители:

Ивашковская Ирина Васильевна, руководитель Школы финансов, доктор экономических наук, ординарный профессор НИУ ВШЭ
Макеева Елена Юрьевна, заместитель руководителя Школы финансов, кандидат экономических наук, доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ
Кузубов Сергей Анатольевич, доктор экономических наук, доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ
Гришунин Сергей Вадимович, кандидат экономических наук, доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ


Центр управления устойчивым развитием компаний, ВШБ НИУ ВШЭ

gsb.hse.ru

Исполнители:

Веселова Анна Сергеевна, директор центра управление устойчивым развитием компаний (ESG-центр), кандидат экономических наук, академический директор аспирантской школы по менеджменту, академический руководитель магистерской программы «Управление устойчивым развитием компании», доцент департамента стратегического и международного менеджмента, ВШБ НИУ ВШЭ
Иванова Екатерина Александровна, доктор социально-экономических наук, доцент департамента стратегического и международного менеджмента, научный руководитель магистерской программы «Управление устойчивым развитием компании», ВШБ НИУ ВШЭ

Валидация секции

Кем выполнен обзор и анализ описания участника экосистемы?

Бик Светлана Ивановна, руководитель Экспертно-аналитической платформы «Инфраструктура и финансы устойчивого развития»

Дубовицкая Елена, директор Центра устойчивого развития СКОЛКОВО
Кленина Надежда, ведущий исследователь Центра устойчивого развития Школы управления СКОЛКОВО


Редакция от августа 2023 года.