Образовательные организации бизнес-профиля

Целевая аудитория

На кого направлена деятельность участника экосистемы?

Деятельность образовательных организаций бизнес-профиля направлена:

  • на бизнес-сообщество;
  • органы государственной власти;
  • институты развития, финансовые организации;
  • экспертное сообщество;
  • некоммерческих организаций (НКО).

Место в экосистеме

Каковы ценность и основная функция участника экосистемы?

Образовательные организации бизнес-профиля способствуют тому, чтобы устойчивое развитие стало неотъемлемой частью корпоративной и государственной повестки в России и зарубежом.

В рамках указанной роли образовательные организации бизнес-профиля:

  • формируют понимание международной и российской проблематики и драйверов устойчивого развития среди представителей бизнеса, госсектора и некоммерческих организаций (НКО);
  • готовят и перепрофилируют ESG-лидеров, способных масштабировать и двигать повестку устойчивого развития на рынке и внутри организации;
  • способствуют внедрению устойчивого развития на стратегическом уровне, предоставляя практическое понимание ключевых инструментов, способов реализации ESG-инициатив и разработки инновационных решений.

В отличие от образовательных организаций академического профиля, образовательные организации бизнес-профиля делают больший акцент на развитии уже практикующих специалистов, разборе конкретных бизнес-практик на стыке академии и бизнес-деятельности. Также, в отличие от консалтинговых организаций, образовательные организации бизнес-профиля не только предоставляют консалтинговые услуги, но и интегрируют в них образовательные элементы для более широкого вовлечения всех сотрудников компании.

Отличительные особенности образовательных организаций бизнес-профиля:

  • вовлечение в принятие решений широкого круга представителей бизнеса - совета директоров, топ-менеджмента, собственников бизнеса (малого, среднего и крупного), специалистов отдельных функций, партнеров компаний и др.;
  • использование практико-ориентированного подхода, основанного на инновационных методах преподавания с акцентом на роли фасилитации в образовательном процессе, рефлекции и осмыслении опыта слушателей, а также интеграции результатов собственной исследовательской и консалтинговой деятельности в образовательные процессы;
  • формирование многосторонней площадки для диалога среди представителей российского и международного бизнес-сообщества.

Деятельность образовательных организаций бизнес-профиля создает ценность и долгосрочное положительное воздействие:

  • на бизнес, способствуя (1) внедрению лучших практик и инновационных решений в деятельность компаний, (2) повышению их репутации и практик взаимодействия с заинтересованными сторонами, (3) повышению социального капитала и развитию эффективной корпоративной культуры, (4) финансовой устойчивости бизнеса посредством управления ESG-рисками, сокращения операционных издержек, внедрения новых технологий;
  • государство, посредством (1) подготовки квалифицированных специалистов, реализующих повестку на уровне госуправления, (2) развития национальной повестки устойчивого развития, (3) роста инвестиций в российскую экономику, (4) улучшения качества и уровня жизни людей, (5) сокращения подверженности государства социально-экономическим и экологическим рискам;
  • общество благодаря (1) созданию благополучных условий для жизни людей, (2) развитию человеческого капитала и просвещению населения, (3) внедрению эффективных решений в работу некоммерческого сектора;
  • профессиональное сообщество, через (1) обмен опытом и лучшими практиками для развития углубленной экспертизы, (2) разработку новых технологических решений.

Основные субъекты устойчивого развития признают ценность вышеописанной деятельности образовательных организаций бизнес-профиля, поскольку находятся в постоянном поиске решений, которые позволяют улучшить эффективность их деятельности и обеспечить долгосрочное развитие организации. Результатом положительного влияния деятельности образовательных организаций бизнес-профиля является все большая интеграция практик и ценностей устойчивого развития в стратегии компаний, разработку новых подходов и стандартов, рост эффективности бизнеса и качества жизни людей, а также состояния окружающей среды.

В рамках образовательной деятельности образовательные организации бизнес-профиля предоставляют ряд продуктов:

  • дополнительное профессиональное образование (MBA, Executive MBA, DBA), в которые интегрированы темы устойчивого развития во все ключевые дисциплины или разработан отдельный модуль в качестве переходного этапа. Интеграция устойчивого развития в программы для управленцев и предпринимателей позволяет рассматривать тему ESG неотрывно от основной деятельности бизнеса и находить новые инновационные решения для его развития;
  • открытые комплексные или тематические программы, краткосрочные программы повышения квалификации по разным аспектам устойчивого развития, которые ориентированы на более широкую аудиторию. Такие программы позволяют детальнее проработать определенный аспект устойчивого развития, в зависимости от потребностей слушателей;
  • корпоративные программы разрабатываются под конкретную компанию на основе входящего запроса и ожиданий компании по результатам обучения. Корпоративные программы позволяют объединить сотрудников для решения конкретной проблемы и совместно находить новые решения для улучшения бизнес-деятельности.

Образовательные продукты формируются и постоянно обновляются в зависимости от запросов участников программ и изменения ландшафта бизнес-деятельности. Активно развивается онлайн-образование.

Функции и задачи

Что конкретно делает участник экосистемы для реализации своей основной функции?

Для реализации своей основной функции образовательные организации бизнес-профиля осуществляют следующие направления деятельности, связанные с повесткой устойчивого развития:

  • обеспечивают разработку и интеграцию образовательных продуктов в рамках дополнительного профессионального образования (MBA, Executive MBA, DBA);
  • обеспечивают разработку открытых образовательных программ, краткосрочных программ повышения квалификации для более широкой аудитории, включая экспертов и управленцев в области устойчивого развития (например, онлайнконференция для студентов и аспирантов «Осенняя школа устойчивого развития 2022», бизнес-интенсив для лидеров «Устойчивое развитие в неустойчивых условиях» и др.);
  • обеспечивают разработку корпоративных программ по запросу бизнеса;
  • проводят прикладные исследования, направленные на изучение рынка и разработку рекомендаций для бизнеса по наиболее насущным темам (например, «Корпоративное управление и ESG-трансформация российских компаний», «ESG в цифровом мире: вызовы и возможности», «Декарбонизация в условиях неопределенности: пути и решения» и др.);
  • разрабатывают кейсы по лучшим практикам для дальнейшей интеграции в образовательную деятельность;
  • реализуют консалтинговые проекты (например, по разработке внутренних документов, стратегий, дорожных карт, планов углеродной нейтральности, оценке компании по различным ESG-аспектам, разработке рекомендаций и методологий оценки, написанию отчетов в области устойчивого развития и др.);
  • проводят бесплатные мероприятия, направленные на просвещение более широкой аудитории (например, «Как монетизировать ESG сегодня?», «Зачем бизнесу сейчас сохранять и развивать ESG-проекты?» и др.);
  • публикуют аналитические статьи и комментарии в ведущих СМИ, дают интервью по актуальным вопросам повестки и проводят иную просветительскую деятельность.

Методы и механизмы

Какими инструментами участник экосистемы реализует свою основную функцию?

Свою функцию образовательные организации бизнес-профиля в области ESG реализуют с помощью следующих основных инструментов:

  • образовательные программы;
  • прикладные исследования;
  • бизнес-кейсы;
  • аналитические обзоры;
  • консалтинговые услуги;
  • мероприятия;
  • публикации;
  • интервью;
  • социальные сети.

Состав участников

Какие российские и зарубежные организации являются примером участника экосистемы?

В России примерами представителей образовательных организаций бизнес-профиля, предоставляющих услуги в области ESG, являются:

  • Центр устойчивого развития Школы управления СКОЛКОВО www.skolkovo.ru;
  • Центр управления устойчивым развитием компаний ВШБ НИУ ВШЭ gsb.hse.ru;
  • Центр корпоративной социальной ответственности Высшей школы менеджмента СПбГУ gsom.spbu.ru;
  • Корпоративный университет Росатом rosatom-academy.ru;
  • РЭУ им. Плеханова www.rea.ru.

Примерами зарубежных представителей образовательных организаций бизнес-профиля, предоставляющих услуги в области ESG, являются:

Драйверы

Какие факторы оказывают основное влияние на данного участника экосистемы?

Практика устойчивого развития начала развиваться в образовательных организациях бизнес-профиля еще в 2014 году, когда ключевыми факторами влияния были международные компании и международные организации (например, EFMD, AACSB, AMBA, PRME). На этом фоне образовательные организации бизнес-профиля стремились интегрировать ESG-практики в образовательные и операционные процессы.

Основной всплеск интереса к повестке устойчивого развития пришелся на 2020–2021 годы, когда спрос на ESG-лидеров вырос во всех отраслях, зарубежные, преимущественно западные инвесторы выступали ключевым драйвером повестки для бизнеса. Данный период характеризуется спросом на корпоративные программы, формированием отдельных центров экспертизы по устойчивому развитию при бизнес-школах.

На данный момент спрос поддерживается во многом со стороны крупного российского бизнеса, который уже интегрирует ESG-практики и/или ориентирован на зарубежные рынки, а также растущей тенденцией к регулированию повестки.

Ключевые тенденции

Что происходит с участником экосистемы, его местом, продуктами, значением?

На зарубежных рынках рост интереса к повестке ESG растет как со стороны бизнеса и государства, так и общественности. В России на данный момент происходит самоопределение будущего пути развития, но так или иначе повестка носит международный характер, что является важным фактором для образовательных организаций бизнес-профиля — всегда будут заинтересованные в международном развитии компании. К тому же в стране также продолжает формироваться ESG-регулирование, что стимулирует российские компании совершенствовать свои практики. Это поддерживает спрос на продукты и услуги.

Происходит расширение традиционных компетенций образовательных организаций бизнес-профиля – помимо образовательных программ и исследований возникает спрос и на консалтинговые услуги с уходом международных консалтинговых компаний. Это выглядит как логичный шаг для центров компетенций, которые обладают не только академической, но и бизнес-экспертизой.

Продолжают появляться курсы и программы по устойчивому развитию, как авторские короткие, так и в контексте дополнительного профессионального образования. Все больший интерес представляют образовательные программы с применением симуляций, геймификации и других инновационных методов обучения.

Уровень зрелости

В какой степени соотносится состояние развития российских элементов экосистемы с международным уровнем?

Зрелость российских образовательных организаций бизнес-профиля в среднем можно охарактеризовать как среднюю или ниже среднего по сравнению с зарубежными организациями, которые уже давно интегрируют ESG в образовательные программы, операционную деятельность, формируя новое видение будущих управленцев. В России есть примеры образовательных организаций бизнес-профиля, которые активно идут по пути ESG-трансформации.

Авторы секции

Кем подготовлено описание участника экосистемы?

Центр устойчивого развития Школы управления СКОЛКОВО
Юридическое лицо - Школа управления СКОЛКОВО

www.skolkovo.ru

Центр устойчивого развития СКОЛКОВО был образован в ответ на возрастающую актуальность тематики устойчивого развития и ESG в России и мире. Центр занимается продвижением повестки устойчивого развития, подготовкой новых ESG-лидеров и разработкой инновационных решений в области устойчивого развития для бизнеса, государства и общества. Центр ориентируется на четыре направления деятельности — образование, исследования, просвещение и консалтинг, и обладает рядом компетенций в области низкоуглеродного развития, корпоративного управления и ESG-стратегии, филантропии, экономики замкнутого цикла, устойчивой операционной деятельности, финансов и др.

Исполнитель:

Елена Дубовицкая, директор Центра устойчивого развития СКОЛКОВО
Надежда Кленина, ведущий исследователь Центра устойчивого развития Школы управления СКОЛКОВО

Валидация секции

Кем выполнен обзор и анализ описания участника экосистемы?

Бик Светлана Ивановна, руководитель Экспертно-аналитической платформы «Инфраструктура и финансы устойчивого развития»

Ивашковская Ирина Васильевна, руководитель Школы финансов, доктор экономических наук, ординарный профессор НИУ ВШЭ
Макеева Елена Юрьевна, заместитель руководителя Школы финансов, кандидат экономических наук, доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ
Кузубов Сергей Анатольевич, доктор экономических наук, доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ
Гришунин Сергей Вадимович, кандидат экономических наук, доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ
Веселова Анна Сергеевна, директор центра управление устойчивым развитием компаний (ESG-центр), кандидат экономических наук, академический директор аспирантской школы по менеджменту, академический руководитель магистерской программы «Управление устойчивым развитием компании», доцент департамента стратегического и международного менеджмента, ВШБ НИУ ВШЭ
Иванова Екатерина Александровна, доктор социально-экономических наук, доцент департамента стратегического и международного менеджмента, научный руководитель магистерской программы «Управление устойчивым развитием компании», ВШБ НИУ ВШЭ


Редакция от августа 2023 года.