Консультанты по коммуникациям

Целевая аудитория

На кого направлена деятельность участника экосистемы?

Деятельность агентств в сфере стратегических коммуникаций направлена:

  • на бизнес-сообщество, включая клиентов, подрядчиков, поставщиков и инвесторов;
  • сотрудников организаций;
  • деловые СМИ;
  • органы государственного регулирования;
  • институты финансовой инфраструктуры и рейтинговые агентства;
  • экспертное сообщество

Место в экосистеме

Каковы ценность и основная функция участника экосистемы?

Агентства в сфере стратегических коммуникаций способствуют развитию ESG-экспертизы и повышению осведомленности в вопросах устойчивого развития в бизнес-среде.

В рамках указанной роли агентства в сфере стратегических коммуникаций:

  • информируют представителей бизнеса о значимости ESG-принципов и взаимодействия с заинтересованными сторонами;
  • анализируют риски и возможности, формируют рекомендации для обеспечения и повышения качества устойчивого развития;
  • изучают и адаптируют российский и международный опыт, применимые стандарты и практики в области устойчивого развития в России и за рубежом для интеграции их в бизнес и управленческую практику;
  • разрабатывают таргетированные коммуникационные стратегии для информирования внутренних и внешних заинтересованных сторон о ESG-стратегии и реализуемых инициативах для выстраивания и поддержания взаимодействия с ключевыми заинтересованными сторонами, представителями регулирующих органов и других представителей бизнеса посредством медиапродуктов и инициатив;
  • популяризируют идеи устойчивого развития.

В отличие от консалтинговых компаний, агентства в сфере стратегических коммуникаций не только предоставляют консалтинговые услуги, но и оказывают коммуникационное сопровождение деятельности в области устойчивого развития и способствуют развитию постоянного диалога с заинтересованными сторонами.

Деятельность агентств в области стратегических коммуникаций создает ценность и долгосрочный положительный эффект прежде всего для представителей бизнеса, которые привлекают такие агентства для повышения качества управления в области устойчивого развития, позиционирования своего ESG-образа и улучшения бизнес-репутации. Опосредованно через внедрение передового опыта в области ESG создается ценность для общества в целом за счет создания благополучных условий для жизни, улучшения экологической обстановки и развития человеческого капитала.

Предлагаемые агентствами в сфере стратегических коммуникаций продукты варьируются в зависимости от профиля агентств и динамично развиваются в результате изменения бизнес-среды. Стандартные услуги включают:

  • ESG-диагностику организации;
  • разработку ESG-стратегии;
  • создание регламентирующих и декларационных документов в области ESG;
  • формирование инструментария, организацию и поддержку системы ESG-коммуникаций;
  • сопровождение раскрытия информации для участия в ESG-рейтингах и рэнкингах;
  • обучение представителей бизнеса, непосредственно участвующих во внедрении ESG-принципов и стандартов;
  • формирование коммуникаций с заинтересованными сторонами, в том числе на основе цифровых инструментов.

Деятельность агентств в сфере стратегических коммуникаций является нерегулируемой

Функции и задачи

Что конкретно делает участник экосистемы для реализации своей основной функции?

Для реализации своей основной функции агентства в сфере стратегических коммуникаций осуществляют следующие ключевые процессы:

  • ESG-диагностику:
    • оценку применяемых в организациях практик в области устойчивого развития на основе анализа внутренних и внешних документов, коммуникационных материалов, интервью с подразделениями компании и заинтересованными сторонами,
    • анализ соответствия ESG-практик законодательным требованиям, лучшему российскому и международному опыту,
    • выявление существенных аспектов, на которых стоит сосредоточить усилия;
  • разработку ESG-стратегии:
    • исследуют российский и международный передовой опыт и практики в области ESG, законодательные требования не только для целей создания стратегии, но и также для составления регламентирующих документов в области устойчивого развития,
    • на основе результатов диагностики помогают определить ESG-цели и конкретные целевые показатели, результат работы по которым будет впоследствии отслеживаться, а также сформировать дорожную карту для их достижения,
    • для коммуникационного сопровождения реализации ESG-стратегии и деятельности организации в области устойчивого развития, а также продвижения ESG-имиджа организации составляют комплекс мероприятий, выбирают каналы коммуникации, подходы и инструменты, формируют рекомендации для позиционирования организации,
    • осуществляют мониторинг и анализ развития правовой базы и практики в области ESG в России и за рубежом для целей регулярного информирования клиентов, сопровождения коммуникаций, а также проведения обучающих семинаров и тренингов в области ESG для сотрудников организаций,
    • проводят опросы и исследования практики ESG в российских компаниях и информируют заинтересованные стороны (с фокусом на экспертное сообщество и СМИ) об их результатах

Методы и механизмы

Какими инструментами участник экосистемы реализует свою основную функцию?

Агентства в сфере стратегических коммуникаций реализуют свою функцию с помощью следующих основных инструментов:

  • проведения анализа опыта, практик, официальных документов регулирующих органов, внутренних и внешних документов организаций;
  • разработки рекомендаций и плана мероприятий;
  • разработки стратегий и регламентирующих документов (политик, положений);
  • разработки коммуникационных стратегий;
  • создания информационно-аналитических продуктов;
  • тематических исследований;
  • образовательных продуктов;
  • подготовки публикаций в деловых СМИ;
  • мероприятий

Состав участников

Какие российские и зарубежные организации являются примером участника экосистемы?

В России агентствами в сфере стратегических коммуникаций, оказывающими консалтинговые услуги в области ESG, являются:

Примерами зарубежных агентств в сфере стратегических коммуникаций, оказывающими консалтинговые услуги в области ESG, являются:

Драйверы

Какие факторы оказывают основное влияние на данного участника экосистемы?

  • Большой объем информации, связанной с устойчивым развитием и ESG;
  • растущие требования со стороны регулирующих органов, финансовых институтов и инвесторов;
  • многообразие стандартов раскрытия нефинансовой информации;
  • развитие ESG-рейтингов и рэнкингов;
  • растущие требования со стороны бизнеса;
  • формирование российской экспертизы в области ESG.

В текущий момент спрос на услуги агентств в сфере стратегических коммуникаций поддерживается преимущественно крупными и средними российскими компаниями, которые хотят быть лидерами ESG-повестки, а также трендом на дальнейшее развитие национальной регуляторной базы в сфере устойчивого развития, интенсификацией бизнес-коммуникаций с рынками стран Азии, Африки, Латинской Америки.

Изменение спроса на услуги может быть вызвано уходом с российского фондового рынка западных инвесторов, которые были ключевыми драйверами развития ESG-направления, уходом российских компаний с зарубежных фондовых площадок, сокращением доступа к иностранному капиталу и передовым зарубежным практикам и технологиям

Ключевые тенденции

Что происходит с участником экосистемы, его местом, продуктами, значением?

В зарубежных странах фокус на вопросах ESG и устойчивого развития сохраняется в связи с введением новых законодательных инициатив, развитием стандартов нефинансовой отчетности, пристальным вниманием к вопросам глобального потепления и загрязнения пластиком, развитием альтернативных источников энергии. Зарубежные инвесторы и компании по-прежнему уделяют большое внимание соблюдению ESG-принципов.

В настоящее время ESG-повестка в России остается актуальной. Ее поддерживает ряд внутренних факторов: продолжающееся развитие регуляторной среды, включая Таксономию и подготовку к обязательной публикации нефинансовой отчетности; расширение возможностей для получения льготного кредитования на финансирование проектов, связанных с устойчивым развитием; развитие российских ESG-рейтингов; забота о сотрудниках и экологической обстановке; актуальность ESG-повестки в крупнейших экономиках мира, включая Китай.

В России число PR-агентств, предлагающих услуги в области ESG-коммуникаций, значительно не меняется, рынок относительно стабилен. Агентства в сфере стратегических коммуникаций стремятся адаптировать свое предложение под нужды и задачи представителей бизнеса с учетом геополитических и макроэкономических изменений, а в связи с уходом с рынка международных консалтинговых компаний возникает дополнительный спрос на услуги агентств в сфере стратегических коммуникаций.

Уровень зрелости

В какой степени соотносится состояние развития российских элементов экосистемы с международным уровнем?

Зрелость российских агентств в сфере стратегических коммуникаций по сравнению с зарубежными организациями можно оценить как выше среднего уровня. Представители российского бизнеса уже много лет пользуются услугами консультантов для интеграции ESG-повестки в бизнес и управленческие решения, а также активно развивают коммуникации с заинтересованными сторонами.

Авторы секции

Кем подготовлено описание участника экосистемы?

Группа компаний «Михайлов и Партнеры»

m-p.ru

Ведущая коммуникационная компания России

Исполнитель:

Брискин Александр Яковлевич, директор практики ESG-коммуникаций

Валидация секции

Кем выполнен обзор и анализ описания участника экосистемы?

Лащевский Игорь Вячеславович, Генеральный директор коммуникационного агентства АГТ


Редакция от июня 2024 года.