Консультанты по коммуникациям
Место в экосистеме
Каковы ценность и основная функция участника экосистемы?
Агентства в сфере стратегических коммуникаций способствуют развитию ESG-экспертизы и повышению осведомленности в вопросах устойчивого развития в бизнес-среде.
В рамках указанной роли агентства в сфере стратегических коммуникаций:
- информируют представителей бизнеса о значимости ESG-принципов и взаимодействия с заинтересованными сторонами;
- анализируют риски и возможности, формируют рекомендации для обеспечения и повышения качества устойчивого развития;
- изучают и адаптируют российский и международный опыт, применимые стандарты и практики в области устойчивого развития в России и за рубежом для интеграции их в бизнес и управленческую практику;
- разрабатывают таргетированные коммуникационные стратегии для информирования внутренних и внешних заинтересованных сторон о ESG-стратегии и реализуемых инициативах для выстраивания и поддержания взаимодействия с ключевыми заинтересованными сторонами, представителями регулирующих органов и других представителей бизнеса посредством медиапродуктов и инициатив;
- популяризируют идеи устойчивого развития.
В отличие от консалтинговых компаний, агентства в сфере стратегических коммуникаций не только предоставляют консалтинговые услуги, но и оказывают коммуникационное сопровождение деятельности в области устойчивого развития и способствуют развитию постоянного диалога с заинтересованными сторонами.
Деятельность агентств в области стратегических коммуникаций создает ценность и долгосрочный положительный эффект прежде всего для представителей бизнеса, которые привлекают такие агентства для повышения качества управления в области устойчивого развития, позиционирования своего ESG-образа и улучшения бизнес-репутации. Опосредованно через внедрение передового опыта в области ESG создается ценность для общества в целом за счет создания благополучных условий для жизни, улучшения экологической обстановки и развития человеческого капитала.
Предлагаемые агентствами в сфере стратегических коммуникаций продукты варьируются в зависимости от профиля агентств и динамично развиваются в результате изменения бизнес-среды. Стандартные услуги включают:
- ESG-диагностику организации;
- разработку ESG-стратегии;
- создание регламентирующих и декларационных документов в области ESG;
- формирование инструментария, организацию и поддержку системы ESG-коммуникаций;
- сопровождение раскрытия информации для участия в ESG-рейтингах и рэнкингах;
- обучение представителей бизнеса, непосредственно участвующих во внедрении ESG-принципов и стандартов;
- формирование коммуникаций с заинтересованными сторонами, в том числе на основе цифровых инструментов.
Деятельность агентств в сфере стратегических коммуникаций является нерегулируемой
Функции и задачи
Что конкретно делает участник экосистемы для реализации своей основной функции?
Для реализации своей основной функции агентства в сфере стратегических коммуникаций осуществляют следующие ключевые процессы:
- ESG-диагностику:
- оценку применяемых в организациях практик в области устойчивого развития на основе анализа внутренних и внешних документов, коммуникационных материалов, интервью с подразделениями компании и заинтересованными сторонами,
- анализ соответствия ESG-практик законодательным требованиям, лучшему российскому и международному опыту,
- выявление существенных аспектов, на которых стоит сосредоточить усилия;
- разработку ESG-стратегии:
- исследуют российский и международный передовой опыт и практики в области ESG, законодательные требования не только для целей создания стратегии, но и также для составления регламентирующих документов в области устойчивого развития,
- на основе результатов диагностики помогают определить ESG-цели и конкретные целевые показатели, результат работы по которым будет впоследствии отслеживаться, а также сформировать дорожную карту для их достижения,
- для коммуникационного сопровождения реализации ESG-стратегии и деятельности организации в области устойчивого развития, а также продвижения ESG-имиджа организации составляют комплекс мероприятий, выбирают каналы коммуникации, подходы и инструменты, формируют рекомендации для позиционирования организации,
- осуществляют мониторинг и анализ развития правовой базы и практики в области ESG в России и за рубежом для целей регулярного информирования клиентов, сопровождения коммуникаций, а также проведения обучающих семинаров и тренингов в области ESG для сотрудников организаций,
- проводят опросы и исследования практики ESG в российских компаниях и информируют заинтересованные стороны (с фокусом на экспертное сообщество и СМИ) об их результатах
Методы и механизмы
Какими инструментами участник экосистемы реализует свою основную функцию?
Агентства в сфере стратегических коммуникаций реализуют свою функцию с помощью следующих основных инструментов:
- проведения анализа опыта, практик, официальных документов регулирующих органов, внутренних и внешних документов организаций;
- разработки рекомендаций и плана мероприятий;
- разработки стратегий и регламентирующих документов (политик, положений);
- разработки коммуникационных стратегий;
- создания информационно-аналитических продуктов;
- тематических исследований;
- образовательных продуктов;
- подготовки публикаций в деловых СМИ;
- мероприятий
Драйверы
Какие факторы оказывают основное влияние на данного участника экосистемы?
- Большой объем информации, связанной с устойчивым развитием и ESG;
- растущие требования со стороны регулирующих органов, финансовых институтов и инвесторов;
- многообразие стандартов раскрытия нефинансовой информации;
- развитие ESG-рейтингов и рэнкингов;
- растущие требования со стороны бизнеса;
- формирование российской экспертизы в области ESG.
В текущий момент спрос на услуги агентств в сфере стратегических коммуникаций поддерживается преимущественно крупными и средними российскими компаниями, которые хотят быть лидерами ESG-повестки, а также трендом на дальнейшее развитие национальной регуляторной базы в сфере устойчивого развития, интенсификацией бизнес-коммуникаций с рынками стран Азии, Африки, Латинской Америки.
Изменение спроса на услуги может быть вызвано уходом с российского фондового рынка западных инвесторов, которые были ключевыми драйверами развития ESG-направления, уходом российских компаний с зарубежных фондовых площадок, сокращением доступа к иностранному капиталу и передовым зарубежным практикам и технологиям
Ключевые тенденции
Что происходит с участником экосистемы, его местом, продуктами, значением?
В зарубежных странах фокус на вопросах ESG и устойчивого развития сохраняется в связи с введением новых законодательных инициатив, развитием стандартов нефинансовой отчетности, пристальным вниманием к вопросам глобального потепления и загрязнения пластиком, развитием альтернативных источников энергии. Зарубежные инвесторы и компании по-прежнему уделяют большое внимание соблюдению ESG-принципов.
В настоящее время ESG-повестка в России остается актуальной. Ее поддерживает ряд внутренних факторов: продолжающееся развитие регуляторной среды, включая Таксономию и подготовку к обязательной публикации нефинансовой отчетности; расширение возможностей для получения льготного кредитования на финансирование проектов, связанных с устойчивым развитием; развитие российских ESG-рейтингов; забота о сотрудниках и экологической обстановке; актуальность ESG-повестки в крупнейших экономиках мира, включая Китай.
В России число PR-агентств, предлагающих услуги в области ESG-коммуникаций, значительно не меняется, рынок относительно стабилен. Агентства в сфере стратегических коммуникаций стремятся адаптировать свое предложение под нужды и задачи представителей бизнеса с учетом геополитических и макроэкономических изменений, а в связи с уходом с рынка международных консалтинговых компаний возникает дополнительный спрос на услуги агентств в сфере стратегических коммуникаций.
Уровень зрелости
В какой степени соотносится состояние развития российских элементов экосистемы с международным уровнем?
Зрелость российских агентств в сфере стратегических коммуникаций по сравнению с зарубежными организациями можно оценить как выше среднего уровня. Представители российского бизнеса уже много лет пользуются услугами консультантов для интеграции ESG-повестки в бизнес и управленческие решения, а также активно развивают коммуникации с заинтересованными сторонами.
Авторы секции
Кем подготовлено описание участника экосистемы?
Группа компаний «Михайлов и Партнеры»
Ведущая коммуникационная компания России
Исполнитель:
Валидация секции
Кем выполнен обзор и анализ описания участника экосистемы?
Редакция от июня 2024 года.