Консультанты по дизайну годовых отчетов

Целевая аудитория

На кого направлена деятельность участника экосистемы?

  • Заказчики (компании, чьи отчеты издаются).
  • Широкий спектр стейкхолдеров (акционеры, инвесторы, ESG- и кредитные агентства, регуляторы различных юрисдикций, СМИ, розничные инвесторы, эксперты и многие другие).

Место в экосистеме

Каковы ценность и основная функция участника экосистемы?

Комплекс издательских услуг является фактором, во многом определяющим эффективность коммуникации компаний со своими стейкхолдерами посредством отчетов.

Результаты издательских услуг помогают компаниям:

  • раскрывать заложенный в отчет коммуникационный потенциал (транслировать сообщения и акценты);
  • сохранять последовательность визуальных коммуникаций и соответствие корпоративному бренду;
  • управлять вниманием и восприятием фактуры стейкхолдерами;
  • доставлять контент отчета стейкхолдерам различными способами и при помощи разных форматов;
  • оценивать эффективность коммуникаций отчетов со стейкхолдерами.

С помощью качественно изданных отчетов стейкхолдеры получают:

  • более легкое и эффективное восприятие отчета за счет проведенной редакторской и дизайнерской работы;
  • доступ к контенту отчета в разных форматах, включая бумажный, PDF, интерактивный (в том числе с мобильных устройств);
  • подтверждение значимости и особого внимания компании к отчетам и его читателям;
  • доступ к контенту на других языках (английский, китайский и др.) в зависимости от потребностей стейкхолдеров компании.

Объем и состав работ, которые включаются в издательский цикл, широко варьируется и зависит от статуса отчитывающейся компании и ее размера, задач, сроков публикации и применимого регулирования.

Функции и задачи

Что конкретно делает участник экосистемы для реализации своей основной функции?

  • Разработка креативной (творческой) концепции, которая позволяет наиболее эффективно транслировать ключевые сообщения отчета и вовлекает его пользователей.
  • Разработка визуализации (дизайн-концепции), которая способствует решению коммуникационных задач компании.
  • Разработка дизайн-макета (литературное редактирование и корректура, верстка/макетирование, внесение правок и допечатная подготовка).
  • Полиграфическое исполнение отчетов и их доставка (рассылка стейкхолдерам).
  • Разработка интерактивной версии (веб-сайта отчета) с адаптацией и обогащением контента, а также добавлением новых пользовательских функций.
  • Разработка цифровой версии годового финансового отчета в соответствии с требованиями технического стандарта ESEF и инструкции по подготовке финансовой отчетности от ESMA.
  • Решение вспомогательных задач: техническое обеспечение проведения опроса стейкхолдеров, разработка плана продвижения отчета и др.

Методы и механизмы

Какими инструментами участник экосистемы реализует свою основную функцию?

Профессиональные услуги по изданию отчетов не подлежат стандартизации и регламентации на государственном уровне.

Состав участников

Какие российские и зарубежные организации являются примером участника экосистемы?

Примеры российских организаций:

  • Zebra Corporate Communications;
  • «Деловой экспресс»;
  • «Технологии телескопирования».

Примеры международных организаций:

  • EQS Group;
  • Instinctiff.

Драйверы

Какие факторы оказывают основное влияние на данного участника экосистемы?

  • Клиповое восприятие стейкхолдеров (уменьшение внимания и длительности чтения отчета).
  • Переход от бумажного и статичного формата (PDF) в цифровой и интерактивный, в том числе с мобильным потреблением контента отчета.
  • Рост объема отчетной информации и числа участников процесса в рамках прежних сроков исполнения.
  • Синхронное или практически одновременное издание годового отчета и отчета об устойчивом развитии формирует единый рабочий процесс с распределением контента и акцента в отчетах.

Ключевые тенденции

Что происходит с участником экосистемы, его местом, продуктами, значением?

  • Существенный рост числа компаний, издающих отчеты об устойчивом развитии.
  • Под влиянием макроэкономических факторов структура и содержание отчетов, дата и сам факт их публикации претерпели существенные отклонения от плана и опыта прошлых лет, что значительно повысило трудоемкость исполнения отчетов.
  • Рост нагрузки на компании, издающие годовые отчеты с учетом требований европейских регуляторов. 2022 год стал первым годом обязательной публикации годовых финансовых отчетов в соответствии с требованиями регулирования ESEF (для компаний, к которым применимо регулирование).
  • С 2023 года добавились новые требования по XBRL-тегированию цифровых отчетностей: для отчетов с 2022 финансового года компании обязаны тегировать не только основные формы финансовой отчетности, но и приложения.

Уровень зрелости

В какой степени соотносится состояние развития российских элементов экосистемы с международным уровнем?

Российский рынок издательских услуг в отчетности находится на высоком уровне зрелости. Из примерно 200 компаний, издающих годовые отчеты и (или) отчеты об устойчивом развитии, около 100–120 пользуются услугами профессиональных подрядчиков.

Рынок сложившийся: четыре лидирующие компании занимают более 70 % общего рынка профессиональных услуг, а остальные занимаются издательской деятельностью в несопоставимо меньшем объеме или несистемно (до двух отчетов в год). При этом уровень требований к подрядчикам является существенным порогом для входа новых участников.

Практики лидеров рынка сопоставимы с лучшими международными, что подтверждается признанием результатов на зарубежных конкурсах и в рейтингах.

Авторы секции

Кем подготовлено описание участника экосистемы?

ООО «Зебра-ПР»

www.zebra-group.ru

Крупнейший в России издатель годовых отчетов и отчетов об устойчивом развитии.

Команда из более чем 100 специалистов выпол­няет все виды издательских работ и публикует отчеты в PDF-, HTML- (интерактивный) и цифровом (XBRL) форматах для ведущих российских и зарубежных компаний.

«Зебра» активно развивает собственное программное обеспечение для взаимодействия со стейкхолдерами, анализа эффективности отчетов, совместной работы над макетами отчетов, XBRL-тегирования ESEF-отчетов и решения многих других задач в рамках подготовки отчетов.

Качество отчетов клиентов «Зебры» постоянно подтверждается высокими позициями в конкурсах и рейтингах как в России, так и за рубежом.

Исполнители:

Кожевников Андрей Вячеславович, ­основатель и генеральный директор
Луговец Виктория Вадимовна, директор по стратегии

Валидация секции

Кем выполнен обзор и анализ описания участника экосистемы?

Бик Светлана Ивановна, руководитель Экспертно-аналитической платформы «Инфраструктура и финансы устойчивого развития»


Редакция от декабря 2022 года.