Агрегаторы данных

Целевая аудитория

На кого направлена деятельность участника экосистемы?

Целевой аудиторией агрегатора данных являются пользователи нефинансовой отчетности:

  • инвесторы, акционеры, контрагенты, местные сообщества;
  • кредитные организации;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • рейтинговые агентства;
  • консультационные компании;
  • преподаватели, студенты, исследователи;
  • иные заинтересованные лица (органы государственной власти, СМИ, сотрудники, общественные организации).

Место в экосистеме

Каковы ценность и основная функция участника экосистемы?

Агрегатор данных осуществляет сбор нефинансовой информации из публичных источников, последующую ее оцифровку и унификацию, а также разрабатывает способы хранения и передачи собранных данных потребителям.

Можно выделить два типа агрегаторов:

  • агрегаторы широкого спектра данных. Собирают широкий спектр информации из любых общедоступных источников;
  • специализированные агрегаторы. Собирают определенный спектр данных.

В условиях многообразия стандартов раскрытия нефинансовой отчетности, отсутствия единого ресурса для ее публикации агрегаторы играют важную роль в сборе и анализе данных от отчитывающихся организаций, что позволяет потребителям информации делать исследования, рейтинги, оценки и сравнения корпоративных показателей, связанных с новыми глобальными целями и задачами ESG. Продукты и услуги, предоставляемые агрегаторами нефинансовой отчетности, являются важным элементом экосистемы ESG.

Объем, состав и способ распространения информации определяются спецификой агрегатора. Наиболее распространенным вариантом является агрегатор широкого спектра данных.

Функции и задачи

Что конкретно делает участник экосистемы для реализации своей основной функции?

  • Описание спецификации требований к данным. Определяются перечень и состав необходимых данных, требования к формату и периодичности обновления данных.
  • Сбор данных из доступных источников. На этом этапе выбирается наиболее эффективный метод сбора данных. Можно получать данные посредством реализованных поставщиком методов API, разработать технологическое решение для их сбора на стороне агрегатора либо производить сбор полуавтоматическим либо ручным способом с привлечением аналитиков, редакторов и др.
  • Моделирование данных. Полученные из источника данные оцифровываются и раскладываются в согласованную матрицу.
  • Разработка метрик анализа данных.
  • По мере накопления данных — наложение собственных данных на поступающие.
  • Разработка сервисов предоставления данных. Реализация сервисов API, веб-интерфейса, иных методов предоставления данных.
  • Обеспечение доступа к агрегированным данным.

Методы и механизмы

Какими инструментами участник экосистемы реализует свою основную функцию?

Результатом деятельности агрегатора является информационно-аналитическая система с программным и (или) визуальным интерфейсом для доступа к структурированным данным внешних пользователей.

Агрегированные данные предоставляются в структурированных форматах, подлежащих в том числе машинной обработке (XML, CSV, JSON и т. д.) через различные интерфейсы (визуальный, API, сетевые протоколы передачи данных).

На текущий момент агрегация нефинансовой информации не регламентируется законодательно. Также отсутствуют зафиксированные в законодательстве требования к составу нефинансовой отчетности. Документами, оказывающими влияние на деятельность агрегаторов, можно считать:

  • NFRD; Directive 2014/95/EU;
  • Стандарт GRI 2021;
  • IFRS S1 General Requirements for Disclosure of Sustainability-related Financial Information;
  • IFRS S2 Climate-related Disclosures
  • информационное письмо о рекомендациях по раскрытию публичными акционерными обществами нефинансовой информации, связанной с деятельностью таких обществ, от 12 июля 2021 г. № ИН-06-28/49;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2021 г. № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации № 764 от 1 ноября 2023 г. «Об утверждении методических рекомендаций по подготовке отчетности в области устойчивого развития»;
  • информационное письмо Банка России от 16 декабря 2021 г. № ИН-06-28/96 «О рекомендациях по учету советом директоров публичного акционерного общества ESG-факторов, а также вопросов устойчивого развития»;
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 г. № 1912-р «Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 мая 2022 г. № 371 «Об утверждении методик количественного определения объемов выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов»;
  • Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 545981-2015 «Менеджмент устойчивого развития».

Состав участников

Какие российские и зарубежные организации являются примером участника экосистемы?

  • Первым проектом в области агрегации нефинансовой информации стал портал esg-disclosure.ru — совместный проект группы «Интерфакс» и ESG Альянса, запущенный в июле 2023 г.
  • В качестве специализированного агрегатора можно указать Национальный расчетный депозитарий, которому отведена роль оператора реестра по выбросам парниковых газов.
  • В качестве агрегатора первичной информации можно указать Интерфакс — Центр раскрытия корпоративной информации (Интерфакс-ЦРКИ).
  • Тренд на сокращение сущностей в раскрытии, поддержанный Банком России в рекомендациях от 12 июля 2021 г. № ИН-06-28/49, нашел свое отражение в рекомендации включать нефинансовую информацию в годовой отчет публичных обществ. Расширение сервисов и услуг Интерфакс-ЦРКИ позволило собрать на этом портале практически весь объем опубликованной публичными компаниями нефинансовой информации.

Драйверы

Какие факторы оказывают основное влияние на данного участника экосистемы?

  • Разработка единых стандартов нефинансовой отчетности в мире. Унификация требований к составу нефинансовой отчетности на отраслевом, государственном или международном уровне упростит сбор и повысит скорость сбора данных.
  • Наличие большого числа ESG-рейтингов повышает запрос на структурированную нефинансовую информацию.
  • Деятельность саморегулируемых организаций (СРО), направленная на расширение применения нефинансовой информации для оценки новых категорий субъектов экономической деятельности (поставщики, заемщики).

Ключевые тенденции

Что происходит с участником экосистемы, его местом, продуктами, значением?

Ключевой тенденцией в 2023 г. является переориентация потребителей ESG-информации на национальные источники данных; запуск первого агрегатора данных esg-disclosure.ru и выработка рекомендаций Министерства экономического развития Российской Федерации по подготовке отчетности в области устойчивого развития. Профессиональные участники и СРО пытаются активно внедрять нефинансовую отчетность в новые сферы деятельности, что влечет за собой расширение объема раскрываемых данных.

Активную политику в формировании ESG-платформ проводят кредитные организации (СберБанк, ПСБ, «Райффайзенбанк»), однако их платформы прежде всего направлены на внутреннее либо отраслевое потребление. Инвесторы, профессиональные участники, аналитики заинтересованы в наличии единых репозиториев финансовой и нефинансовой информации.

Уровень зрелости

В какой степени соотносится состояние развития российских элементов экосистемы с международным уровнем?

Отставание. На 2023 г. агрегаторы широкого спектра нефинансовой информации в российской экосистеме представлены единственным проектом esg-disclosure.ru. Отставание связано с малым объемом публикуемой отчетности.

Авторы секции

Кем подготовлено описание участника экосистемы?

Информационное агентство «Интерфакс»

www.interfax.ru

Интерфакс — крупнейшая в России негосударственная информационная группа, создатель передовых информационно-аналитических систем для B2B, одно из ведущих в стране и наиболее цитируемых в мире российских информационных агентств. В числе самых известных ИТ-продуктов группы — СПАРК, СКАН, X-Compliance, «Маркер», RU Data, Центр раскрытия корпоративной информации.

Исполнители:

Герасимов Владимир Владимирович, первый заместитель генерального директора
Полетаев Олег Викторович, директор по развитию цифрового бизнеса
Романенко Александр Алексеевич, руководитель проектов службы раскрытия информации

Валидация секции

Кем выполнен обзор и анализ описания участника экосистемы?

Бик Светлана Ивановна, руководитель Экспертно-аналитической платформы «Инфраструктура и финансы устойчивого развития»


Редакция от декабря 2022 года.