Органы государственной власти и регуляторы
Место в экосистеме
Каковы ценность и основная функция участника экосистемы?
В настоящее время регулирование вопроса раскрытия нефинансовой отчетности в сфере устойчивого развития находится на начальной стадии. Работа над проектом федерального закона «О публичной нефинансовой отчетности» осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации с августа 2017 г. До настоящего времени проект не внесен на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации. В связи с этим регулирование раскрытия нефинансовой отчетности происходит на рекомендательных началах, а не на юридически обязательных требованиях по раскрытию отчетности.
Принятие законопроекта определит ответственных из числа органов власти за проведение нормативного правового регулирования в сфере нефинансовой отчетности, установит правовые основы для формирования правоприменительных и регуляторных документов для целей сбора и раскрытия отчетности в области устойчивого развития, а также будет способствовать широкому внедрению ESG-факторов в стратегические документы компаний и продвижению публичной нефинансовой отчетности.
В условиях необходимости гармонизированного подхода к формированию нефинансовой отчетности органы государственной власти стремятся к созданию национальных стандартизированных требований и критериев по подготовке, формированию, сбору и раскрытию нефинансовой информации с учетом отраслевых особенностей. Однако необходимо понимать, что введение требований к раскрытию информации должно происходить не лавинообразно, а, наоборот, постепенно и с заблаговременным извещением участников рынка, а также по мере накопления опыта и практики раскрытия информации.
Органы государственной власти играют ключевую роль в регулировании верхнеуровневых процессов для обеспечения стабильности во всех областях экономики Российской Федерации. Создание правоустанавливающих и регулирующих документов органами государственной власти является фундаментальной основой для развития сферы публичной нефинансовой отчетности.
Создание унифицированных национальных критериев по раскрытию нефинансовой информации позволяет повышать степень сравнимости и сопоставления, а также повышает информационную ценность для заинтересованных сторон.
Ценность создания единых национальных стандартов для компании и заинтересованных сторон:
- учет интересов и требований как внешних, так и внутренних заинтересованных сторон;
- повышение систематизации, структурирования, унификации и качества раскрытия информации;
- повышение сравнимости и сопоставления раскрываемых данных (возможность четкого отслеживания достижения целей);
- упрощение сбора информации для предоставления рейтинговым агентствам ввиду ее наличия и высокого уровня подготовки;
- повышение эффективности подготовки отчетности;
- снижение уровня неподтвержденной предоставляемой информации;
- снижение финансовых и репутационных рисков.
Развитие системы нормативного правового регулирования и методического обеспечения публичной нефинансовой отчетности, в частности разработка унифицированного национального стандарта с учетом отраслевой специфики, является комплексной задачей, требующей координации множества органов государственной власти, а также лидеров-первопроходцев в данной сфере.
Сложности могут возникнуть при разработке отраслевых критериев и показателей из-за недостатка компетенций в данной области. В связи с этим целесообразно проводить консультации с привлечением экспертного и научного сообщества в определенных отраслях.
При формировании системы нормативно-правового регулирования и методологического обеспечения публичной нефинансовой отчетности государственным органам власти необходимо учесть соблюдение баланса интересов составителей и пользователей нефинансовой отчетности. Создаваемые стандарты не должны становиться дополнительным обременением для подотчетных организаций, а, наоборот, должны способствовать минимизации их временных и финансовых затрат на формирование отчетности, что требует соблюдения определенной степени преемственности при дополнении и (или) изменении уже существующих подходов. В то же время стандарты должны формировать такую ESG-информацию, которая будет применима в процессе принятия решений, в том числе инвестиционными и финансовыми организациями.
Функции и задачи
Что конкретно делает участник экосистемы для реализации своей основной функции?
Ключевой функцией данной роли является формирование правоприменительных и регуляторных документов, включая (но не ограничиваясь):
- создание и развитие системы нормативного правового регулирования и методического обеспечения публичной нефинансовой отчетности, включающей разработку единых требований и критериев по подготовке, формированию, сбору и раскрытию нефинансовой информации с учетом отраслевых особенностей секторов экономики;
- развитие системы контроля и оценки качества публичной нефинансовой отчетности, повышение качества информации, раскрываемой в публичной нефинансовой отчетности;
- содействие развитию системы профессиональной подготовки и повышения квалификации в сфере нефинансовой отчетности;
- создание условий для развития международного сотрудничества в сфере нефинансовой отчетности.
Методы и механизмы
Какими инструментами участник экосистемы реализует свою основную функцию?
Основным результатом деятельности государственных органов в области нефинансовой информации является разработка правового регулирования и методологического обеспечения публичной нефинансовой отчетности, позволяющих систематизировать, структурировать, унифицировать и повысить качество раскрываемой информации в области устойчивого развития.
В качестве правового регулирования и методологического обеспечения публичной нефинансовой отчетности могут выступать добровольные и обязательные отраслевые стандарты раскрытия публичной нефинансовой отчетности, включающие широкий спектр метрик и показателей в экологической, социальной и управленческой сферах, а также методики по подготовке, сбору, формированию и раскрытию публичной нефинансовой отчетности с учетом специфики отраслей секторов экономики.
Основным результатом деятельности органов государственной власти могут стать стандарты (добровольные, обязательные, отраслевые и др.) в области раскрытия публичной нефинансовой отчетности. В рамках стандартов будут регулироваться и контролироваться раскрытие публичной нефинансовой отчетности и все сопутствующие процессы, что будет способствовать развитию практики раскрытия информации в области устойчивого развития в Российской Федерации.
Для создания отраслевых стандартов органы государственной власти обладают соответствующими полномочиями. Тесное взаимодействие органов государственной власти с отраслевыми и бизнес-сообществами, а также с научными и академическими организациями внесет значительный вклад в создание отраслевых стандартов.
Развитие добровольных стандартов или рекомендаций может стать методической основой для раскрытия публичной нефинансовой отчетности на данном этапе становления системы нефинансовой отчетности в Российской Федерации.
Постепенное внедрение добровольных стандартов снизит обременения и риски для компаний и организаций, недавно начавших практику раскрытия нефинансовой информации, и подготовит организации к последующему внедрению обязательных стандартов.
Регулирующие документы, утвержденные или находящиеся на разных этапах разработки
Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части унификации содержания годовых отчетов государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, а также в части установления особенностей регулирования корпоративных отношений в 2020 г. и о приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации» от 7 апреля 2020 г. № 115-ФЗ.
В федеральном законе установлено, что, помимо необходимости публикации производственных и финансовых результатов деятельности компаний в годовых отчетах, необходимо включать в отчет информацию об участии компании в решении социальных задач и осуществлении мероприятий, направленных на обеспечение безопасности и охраны окружающей среды.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 мая 2017 г. № 876-р «О Концепции развития публичной нефинансовой отчетности и плане мероприятий по ее реализации».
Концепцией определяются необходимость и этапы развития публичной нефинансовой отчетности, раскрываются назначение и содержание публичной нефинансовой отчетности, обозначаются вопросы контроля и оценки качества публичной нефинансовой отчетности.
Информационное письмо Банка России от 12 июля 2021 г. № ИН-06-28/49 «Рекомендации по раскрытию публичными акционерными обществами нефинансовой информации, связанной с деятельностью таких обществ».
Рекомендации нацелены на повышение доверия заинтересованных лиц к деятельности акционерных обществ через обеспечение большей прозрачности их деятельности по вопросам, связанным с ESG-факторами, а также с учетом со стороны акционерных обществ рисков и возможностей, связанных с указанными факторами, повышение инвестиционной привлекательности акционерных обществ, усиление ответственности исполнительных органов за ведение бизнеса с учетом ESG-факторов, улучшение взаимодействия с инвесторами, работниками, государством, общественными организациями, а также на создание благоприятных условий для ведения бизнеса и жизнедеятельности населения.
Проект федерального закона «О публичной нефинансовой отчетности».
В проекте:
- устанавливаются общие требования к составлению, утверждению и раскрытию публичной нефинансовой отчетности;
- дается определение основных используемых в федеральном законе терминов;
- регламентируется сфера действия федерального закона;
- описывается процесс независимой внешней оценки публичной нефинансовой отчетности;
- описываются требования раскрытия публичной нефинансовой отчетности.
В августе 2018 г. был запущен в работу проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня ключевых (базовых) показателей публичной нефинансовой отчетности» в соответствии с п. 2 ст. 5 проекта федерального закона «О публичной нефинансовой отчетности» Правительства Российской Федерации.
Драйверы
Какие факторы оказывают основное влияние на данного участника экосистемы?
- Развитие регулирования в сфере нефинансовой отчетности на международном уровне и внутри страны, усиление требований заинтересованных сторон к ответственному и прозрачному ведению бизнеса и качества раскрываемой информации, принятие новых документов в отношении различных аспектов деловой практики в контексте устойчивого развития.
- Многообразие стандартов и подходов к раскрытию нефинансовой информации ведет к росту издержек (временных, операционных, финансовых и пр.) у участников рынка, что, в свою очередь, выступает драйвером для дальнейшей гармонизации, стандартизации, систематизации и унификации стандартов для органов государственной власти.
- Рост требований со стороны бизнес-сообщества к выработке единых подходов и методологий по оценке нефинансовой отчетности рейтинговыми агентствами.
- Растущий интерес участников рынка к независимой оценке нефинансовой информации по унифицированным стандартам с учетом отраслевой специфики.
- Учитывая, что публичная нефинансовая отчетность представляет собой объемлющую совокупность сведений и показателей, отражающих стратегию, цели, подходы к управлению, взаимодействию с заинтересованными сторонами, а также результаты деятельности организации в части социальной ответственности, устойчивого развития и предупреждения коррупции, включая экономические, социальные, экологические аспекты, рассматриваемые в их взаимосвязи, установление нормативных основ и выработка единых подходов к раскрытию публичной нефинансовой отчетности повысят качество принятия решений на государственном уровне и дадут понимание степени достижения стратегических целей.
Ключевые тенденции
Что происходит с участником экосистемы, его местом, продуктами, значением?
Основные тенденции, влияющие на органы государственной власти в области нефинансовой отчетности, связаны:
- с консолидацией стандартов нефинансовой отчетности с упором на требования финансовых пользователей при раскрытии ESG-факторов (создание международных стандартов отчетности ISSB при поддержке фонда МСФО, разработка европейских стандартов отчетности по устойчивому развитию (ESRS) совместно с Европейской консультативной группой по финансовой отчетности (EFRAG), разработка стандартов учета и раскрытия выбросов парниковых газов для финансового сектора от PCAF (Global GHG Accounting and Reporting Standard for the Financial Industry));
- появлением альтернативных стандартов нефинансовой отчетности, которые учитывают национальные особенности повестки устойчивого развития (китайские ESG-стандарты на основе методологии Ping An), что крайне актуально при ускоренной переориентации на азиатские рынки;
- усилением социального вектора устойчивого развития в требованиях к отчетности (обновление стандартов GRI с учетом вопросов по защите прав человека, запуск проекта в SASB для проработки темы «Многообразие, вовлеченность и инклюзия (DEI)»);
- выделением вопросов по защите биоразнообразия в отдельное направление отчетности по природоохранной деятельности (создание новой анкеты CDP для сбора данных по теме биоразнообразия, появление драфта рекомендаций TNFD, отдельный стандарт по защите биоразнообразия у ESRS);
- уходом международных провайдеров в сфере ESG и переориентацией потребителей ESG-информации на национальные источники данных. На текущий момент эта ниша практически пуста, запрос потребителей удовлетворяется разрозненными источниками данных и публикациями на корпоративных сайтах, а также некоторыми рекомендациями органов государственной власти.
Уровень зрелости
В какой степени соотносится состояние развития российских элементов экосистемы с международным уровнем?
Российское правовое регулирование и методологическое обеспечение публичной нефинансовой отчетности находятся на этапе формирования.
В 2017 г. было подписано распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 мая 2017 г. № 876-р «О Концепции развития публичной нефинансовой отчетности и плане мероприятий по ее реализации», в рамках которого в 2018 г. был издан приказ о создании межведомственной группы, обеспечивающей осуществление плана мероприятий по реализации Концепции развития публичной нефинансовой отчетности, в том числе мониторинга его исполнения.
С каждым годом количество государственных структур, заинтересованных в регулировании нефинансовой отчетности, увеличивается. Так, стоит отметить инициативы 2021 г. Банка России (информационное письмо Банка России от 12 июля 2021 г. № ИН-06-28/49 «Рекомендации по раскрытию публичными акционерными обществами нефинансовой информации, связанной с деятельностью таких обществ»), который в течение года опубликовал несколько документов по устойчивому развитию, а уже в ноябре 2021 г. сообщил, что не исключает принятия закона об обязательном раскрытии нефинансовой информации. Инициативу поддерживает Министерство экономического развития Российской Федерации: оно подготовило законопроект о публичной нефинансовой отчетности и рассчитывает на его принятие в 2022 г.
Стоит отметить, что развитие национальных стандартов учитывает лучшие практики международных стандартов, что, безусловно, способствует некой гармонизации и систематизации нефинансовой отчетности.
Авторы секции
Кем подготовлено описание участника экосистемы?
Публичное акционерное общество «Промсвязьбанк»
Промсвязьбанк является универсальным банком с государственным участием, чья история насчитывает более 20 лет. Входит в топ-10 крупнейших банков России. Признан Банком России одним из 11 системно значимых финансовых институтов.
Промсвязьбанк выбран в качестве опорного банка для реализации государственного оборонного заказа и сопровождения крупных государственных контрактов, оказывает полный спектр услуг розничным и корпоративным клиентам, малому и среднему бизнесу.
С 2022 г. является приверженцем принципов устойчивого развития и ESG. Активно продвигает повестку устойчивого развития и ESG во всех крупных отраслях промышленности и развивает ответственное финансирование проектов устойчивого развития.
Исполнитель:
Валидация секции
Кем выполнен обзор и анализ описания участника экосистемы?
Редакция от декабря 2023 года.