Органы государственной власти и регуляторы

Целевая аудитория

На кого направлена деятельность участника экосистемы?

Целевой аудиторией являются составители отчетности в области устойчивого развития и ESG:

  • организации, выпускающие такую отчетность, и представители заинтересованных сторон таких организаций (акционеры, инвесторы, финансовые структуры, персонал, общественные организации, потребители продукции/услуг, поставщики);
  • разработчики стандартов в сфере устойчивого развития и нефинансовой отчетности (аудиторы, заверители отчетности, верификаторы), институты ESG-рейтингов, кредитные агентства и другие государственные структуры, взаимодействующие с бизнесом.

Место в экосистеме

Каковы ценность и основная функция участника экосистемы?

В настоящее время регулирование вопроса раскрытия нефинансовой отчетности в сфере устойчивого развития находится на начальной стадии. Работа над проектом федерального закона «О публичной нефинансовой отчетности» осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации с августа 2017 г. До настоящего времени проект не внесен на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации. В связи с этим регулирование раскрытия нефинансовой отчетности происходит на рекомендательных началах, а не на юридически обязательных требованиях по раскрытию отчетности.

Принятие законопроекта определит ответственных из числа органов власти за проведение нормативного правового регулирования в сфере нефинансовой отчетности, установит правовые основы для формирования правоприменительных и регуляторных документов для целей сбора и раскрытия отчетности в области устойчивого развития, а также будет способствовать широкому внедрению ESG-факторов в стратегические документы компаний и продвижению публичной нефинансовой отчетности.

В условиях необходимости гармонизированного подхода к формированию нефинансовой отчетности органы государственной власти стремятся к созданию национальных стандартизированных требований и критериев по подготовке, формированию, сбору и раскрытию нефинансовой информации с учетом отраслевых особенностей. Однако необходимо понимать, что введение требований к раскрытию информации должно происходить не лавинообразно, а, наоборот, постепенно и с заблаговременным извещением участников рынка, а также по мере накопления опыта и практики раскрытия информации.

Органы государственной власти играют ключевую роль в регулировании верхнеуровневых процессов для обеспечения стабильности во всех областях экономики Российской Федерации. Создание правоустанавливающих и регулирующих документов органами государственной власти является фундаментальной основой для развития сферы публичной нефинансовой отчетности.

Создание унифицированных национальных критериев по раскрытию нефинансовой информации позволяет повышать степень сравнимости и сопоставления, а также повышает информационную ценность для заинтересованных сторон.

Ценность создания единых национальных стандартов для компании и заинтересованных сторон:

  • учет интересов и требований как внешних, так и внутренних заинтересованных сторон;
  • повышение систематизации, структурирования, унификации и качества раскрытия информации;
  • повышение сравнимости и сопоставления раскрываемых данных (возможность четкого отслеживания достижения целей);
  • упрощение сбора информации для предоставления рейтинговым агентствам ввиду ее наличия и высокого уровня подготовки;
  • повышение эффективности подготовки отчетности;
  • снижение уровня неподтвержденной предоставляемой информации;
  • снижение финансовых и репутационных рисков.

Развитие системы нормативного правового регулирования и методического обеспечения публичной нефинансовой отчетности, в частности разработка унифицированного национального стандарта с учетом отраслевой специфики, является комплексной задачей, требующей координации множества органов государственной власти, а также лидеров-первопроходцев в данной сфере.

Сложности могут возникнуть при разработке отраслевых критериев и показателей из-за недостатка компетенций в данной области. В связи с этим целесо­образно проводить консультации с привлечением экспертного и науч­ного сообщества в определенных отраслях.

При формировании системы нормативно-правового регулирования и методологического обеспечения публичной нефинансовой отчетности государственным органам власти необходимо учесть соблюдение баланса интересов составителей и пользователей нефинансовой отчетности. Создаваемые стандарты не должны становиться дополнительным обременением для подотчетных организаций, а, наоборот, должны способствовать минимизации их временных и финансовых затрат на формирование отчетности, что требует соблюдения определенной степени преемственности при дополнении и (или) изменении уже существующих подходов. В то же время стандарты должны формировать такую ESG-информацию, которая будет применима в процессе принятия решений, в том числе инвестиционными и финансовыми организациями.

Функции и задачи

Что конкретно делает участник экосистемы для реализации своей основной функции?

Ключевой функцией данной роли является формирование правоприменительных и регуляторных документов, включая (но не ограничиваясь):

  • создание и развитие системы нормативного правового регулирования и методического обеспечения публичной нефинансовой отчетности, включающей разработку единых требований и критериев по подготовке, формированию, сбору и раскрытию нефинансовой информации с учетом отраслевых особенностей секторов экономики;
  • развитие системы контроля и оценки качества публичной нефинансовой отчетности, повышение качества информации, раскрываемой в публичной нефинансовой отчетности;
  • содействие развитию системы профессиональной подготовки и повышения квалификации в сфере нефинансовой отчетности;
  • создание условий для развития международного сотрудничества в сфере нефинансовой отчетности.

Методы и механизмы

Какими инструментами участник экосистемы реализует свою основную функцию?

Основным результатом деятельности государственных органов в области нефинансовой информации является разработка правового регулирования и методологического обеспечения публичной нефинансовой отчетности, позволяющих систематизировать, структурировать, унифицировать и повысить качество раскрываемой информации в области устойчивого развития.

В качестве правового регулирования и методологического обеспечения публичной нефинансовой отчетности могут выступать добровольные и обязательные отраслевые стандарты раскрытия публичной нефинансовой отчетности, включающие широкий спектр метрик и показателей в экологической, социальной и управленческой сферах, а также методики по подготовке, сбору, формированию и раскрытию публичной нефинансовой отчетности с учетом специфики отраслей секторов экономики.

Основным результатом деятельности органов государственной власти могут стать стандарты (добровольные, обязательные, отраслевые и др.) в области раскрытия публичной нефинансовой отчетности. В рамках стандартов будут регулироваться и контролироваться раскрытие публичной нефинансовой отчетности и все сопутствующие процессы, что будет способствовать развитию практики раскрытия информации в области устойчивого развития в Российской Федерации.

Для создания отраслевых стандартов органы государственной власти обладают соответствующими полномочиями. Тесное взаимодействие органов государственной власти с отраслевыми и бизнес-сообществами, а также с научными и академическими организациями внесет значительный вклад в создание отраслевых стандартов.

Развитие добровольных стандартов или рекомендаций может стать методической основой для раскрытия публичной нефинансовой отчетности на данном этапе становления системы нефинансовой отчетности в Российской Федерации.

Постепенное внедрение добровольных стандартов снизит обременения и риски для компаний и организаций, недавно начавших практику раскрытия нефинансовой информации, и подготовит организации к последующему внедрению обязательных стандартов.

Регулирующие документы, утвержденные или находящиеся на разных этапах разработки

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части унификации содержания годовых отчетов государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, а также в части установления особенностей регулирования корпоративных отношений в 2020 г. и о приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации» от 7 апреля 2020 г. № 115-ФЗ.

В федеральном законе установлено, что, помимо необходимости публикации производственных и финансовых результатов деятельности компаний в годовых отчетах, необходимо включать в отчет информацию об участии компании в решении социальных задач и осуществлении мероприятий, направленных на обеспечение безопасности и охраны окружающей среды.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 мая 2017 г. № 876-р «О Концепции развития публичной нефинансовой отчетности и плане мероприятий по ее реализации».

Концепцией определяются необходимость и этапы развития публичной нефинансовой отчетности, раскрываются назначение и содержание публичной нефинансовой отчетности, обозначаются вопросы контроля и оценки качества публичной нефинансовой отчетности.

Информационное письмо Банка России от 12 июля 2021 г. № ИН-06-28/49 «Рекомендации по раскрытию публичными акционерными обществами нефинансовой информации, связанной с деятельностью таких обществ».

Рекомендации нацелены на повышение доверия заинтересованных лиц к деятельности акционерных обществ через обеспечение большей прозрачности их деятельности по вопросам, связанным с ESG-­факторами, а также с учетом со стороны акционерных обществ рисков и возможностей, связанных с указанными факторами, повышение инвестиционной привлекательности акционерных обществ, усиление ответственности исполнительных органов за ведение бизнеса с учетом ESG-факторов, улучшение взаимодействия с инвесторами, работниками, государством, общественными организациями, а также на создание благоприятных условий для ведения бизнеса и жизнедеятельности населения.

Проект федерального закона «О публичной нефинансовой отчетности».

В проекте:

  • устанавливаются общие требования к составлению, утверждению и раскрытию публичной нефинансовой отчетности;
  • дается определение основных используемых в федеральном законе терминов;
  • регламентируется сфера действия федерального закона;
  • описывается процесс независимой внешней оценки публичной нефинансовой отчетности;
  • описываются требования раскрытия публичной нефинансовой отчетности.

В августе 2018 г. был запущен в работу проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня ключевых (базовых) показателей публичной нефинансовой отчетности» в соответствии с п. 2 ст. 5 проекта федерального закона «О публичной нефинансовой отчетности» Правительства Российской Федерации.

Состав участников

Какие российские и зарубежные организации являются примером участника экосистемы?

Примеры российских организаций:

  • Государственная Дума Российской Федерации;
  • Совет Федерации Российской Федерации;
  • Правительство Российской Федерации;
  • федеральные министерства:
    • Министерство науки и высшего образования Российской Федерации,
    • Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации,
    • Министерство промышленности и торговли Российской Федерации,
    • Министерство сельского хозяйства Российской Федерации,
    • Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации,
    • Министерство экономического развития Российской Федерации,
    • Министерство энергетики Российской Федерации;
  • федеральные службы;
  • федеральные агентства;
  • Центральный банк Российской Федерации.

Драйверы

Какие факторы оказывают основное влияние на данного участника экосистемы?

  • Развитие регулирования в сфере нефинансовой отчетности на международном уровне и внутри страны, усиление требований заинтересованных сторон к ответственному и прозрачному ведению бизнеса и качества раскрываемой информации, принятие новых документов в отношении различных аспектов деловой практики в контексте устойчивого развития.
  • Многообразие стандартов и подходов к раскрытию нефинансовой информации ведет к росту издержек (временных, операционных, финансовых и пр.) у участников рынка, что, в свою очередь, выступает драйвером для дальнейшей гармонизации, стандартизации, систематизации и унификации стандартов для органов государственной власти.
  • Рост требований со стороны бизнес-сообщества к выработке единых подходов и методологий по оценке нефинансовой отчетности рейтинговыми агентствами.
  • Растущий интерес участников рынка к независимой оценке нефинансовой информации по унифицированным стандартам с учетом отраслевой специфики.
  • Учитывая, что публичная нефинансовая отчетность представляет собой объемлющую совокупность сведений и показателей, отражающих стратегию, цели, подходы к управлению, взаимодействию с заинтересованными сторонами, а также результаты деятельности организации в части социальной ответственности, устойчивого развития и предупреждения коррупции, включая экономические, социальные, экологические аспекты, рассматриваемые в их взаимосвязи, установление нормативных основ и выработка единых подходов к раскрытию публичной нефинансовой отчетности повысят качество принятия решений на государственном уровне и дадут понимание степени достижения стратегических целей.

Ключевые тенденции

Что происходит с участником экосистемы, его местом, продуктами, значением?

Основные тенденции, влияющие на органы государственной власти в области нефинансовой отчетности, связаны:

  • с консолидацией стандартов нефинансовой отчетности с упором на требования финансовых пользователей при раскрытии ESG-факторов (создание международных стандартов отчетности ISSB при поддержке фонда МСФО, разработка европейских стандартов отчетности по устойчивому развитию (ESRS) совместно с Европейской консультативной группой по финансовой отчетности (EFRAG), разработка стандартов учета и раскрытия выбросов парниковых газов для финансового сектора от PCAF (Global GHG Accounting and Reporting Standard for the Financial Industry));
  • появлением альтернативных стандартов нефинансовой отчетности, которые учитывают национальные особенности повестки устойчивого развития (китайские ESG-стандарты на основе методологии Ping An), что крайне ак­туально при ускоренной переориентации на азиатские рынки;
  • усилением социального вектора устойчивого развития в требованиях к отчетности (обновление стандартов GRI с учетом вопросов по защите прав человека, запуск проекта в SASB для проработки темы «Многообразие, вовлеченность и инклюзия (DEI)»);
  • выделением вопросов по защите биоразнообразия в отдельное направление отчетности по природоохранной деятельности (создание новой анкеты CDP для сбора данных по теме биоразнообразия, появление драфта рекомендаций TNFD, отдельный стандарт по защите биоразнообразия у ESRS);
  • уходом международных провайдеров в сфере ESG и переориентацией потребителей ESG-информации на национальные источники данных. На текущий момент эта ниша практически пуста, запрос потребителей удовлетво­ряется разрозненными источниками данных и публикациями на корпоративных сайтах, а также некоторыми рекомендациями органов государственной власти.

Уровень зрелости

В какой степени соотносится состояние развития российских элементов экосистемы с международным уровнем?

Российское правовое регулирование и методологическое обеспечение публичной нефинансовой отчетности находятся на этапе формирования.

В 2017 г. было подписано распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 мая 2017 г. № 876-р «О Концепции развития публичной нефинансовой отчетности и плане мероприятий по ее реализации», в рамках которого в 2018 г. был издан приказ о создании межведомственной группы, обеспечивающей осуществление плана мероприятий по реализации Концепции развития публичной нефинансовой отчетности, в том числе мониторинга его исполнения.

С каждым годом количество государственных структур, заин­тересованных в регулировании нефинансовой отчетности, увеличивается. Так, стоит отметить инициативы 2021 г. Банка России (информационное письмо Банка России от 12 июля 2021 г. № ИН-06-28/49 «Рекомендации по раскрытию публичными акционерными обществами нефинансовой информации, связанной с деятельностью таких обществ»), который в течение года опубликовал несколько документов по устойчивому развитию, а уже в ноябре 2021 г. сообщил, что не исключает принятия закона об обязательном раскрытии нефинансовой информации. Инициативу поддерживает Министерство экономического развития Российской Федерации: оно подготовило законопроект о публичной нефинансовой отчетности и рассчитывает на его принятие в 2022 г.

Стоит отметить, что развитие национальных стандартов учитывает лучшие практики международных стандартов, что, безусловно, способствует некой гармонизации и систематизации нефинансовой отчетности.

Авторы секции

Кем подготовлено описание участника экосистемы?

Публичное акционерное общество «Промсвязьбанк»

www.psbank.ru

Промсвязьбанк является универсальным банком с государственным участием, чья история насчитывает более 20 лет. Входит в топ-10 крупнейших банков России. Признан Банком России одним из 11 системно значимых финансовых институтов.

Промсвязьбанк выбран в качестве опорного банка для реализации государственного оборонного заказа и сопровождения крупных государственных контрактов, оказывает полный спектр услуг розничным и корпоративным клиентам, малому и среднему бизнесу.

С 2022 г. является приверженцем принципов устойчивого развития и ESG. Активно продвигает повестку устойчивого развития и ESG во всех крупных отраслях промышленности и развивает ответственное финансирование проектов устойчивого развития.

Исполнитель:

Кузьмина Екатерина Витальевна, начальник управления устойчивого развития ПАО «Промсвязьбанк»

Валидация секции

Кем выполнен обзор и анализ описания участника экосистемы?

Бик Светлана Ивановна, руководитель Экспертно-аналитической платформы «Инфраструктура и финансы устойчивого развития»

Загидуллин Жан Каримович, партнер, генеральный директор Да-Стратегия

Феоктистова Елена Николаевна, управляющий директор управления корпоративной ответственности, устойчивого развития и социального предпринимательства РСПП


Редакция от декабря 2023 года.