Платформы раскрытия

Целевая аудитория

На кого направлена деятельность участника экосистемы?

Целевой аудиторией являются пользователи нефинансовой отчетности:

  • инвесторы, акционеры, профессиональные участники;
  • кредитные организации;
  • агрегаторы информации;
  • рейтинговые агентства;
  • иные заинтересованные лица (органы государственной власти, СМИ, сотрудники, общественные организации).

Место в экосистеме

Каковы ценность и основная функция участника экосистемы?

Платформы раскрытия предоставляют технологические услуги по размещению нефинансовой отчетности в открытом доступе или в закрытых системах.

Функционал систем обеспечивает структуризацию данных (анкеты и шаблоны), автоматизацию отдельных процессов по работе с информацией, ее обработку и представление в пригодном для использования формате.

Для отдельных компаний функцию платформ раскрытия могут выполнять корпоративные веб-сайты, для широкого круга субъектов раскрытия используются специализированные платформы.

  • Платформы раскрытия для публичных компаний.
    Функции платформ раскрытия выполняют:
    • специализированные платформы для ESG-информации;
    • системы для раскрытия общей информации компаний.

      Платформы раскрытия, как правило, имеют систему регистрации, верификации, проверки полномочий публиковать отчетность или заполненные анкеты от имени общества. Целью работы платформ является поддержка субъектов раскрытия и обеспечение необременительного доступа к отчетности для заинтересованных лиц.
  • Непубличные платформы раскрытия.
    В связи с потребностью в сборе информации для головных компаний цепочек поставок и иных целей международные провайдеры предоставляют доступ к системам, обеспечивающим сбор ESG-данных в форме анкет. Оператор системы обеспечивает автоматическую рассылку анкет, адаптированных для определенных отраслей, поддержку субъектов раскрытия, сбор и агрегацию информации.

Функции и задачи

Что конкретно делает участник экосистемы для реализации своей основной функции?

  • Предоставление доступа к сервисам раскрытия информации по сети Интернет для субъек­тов раскрытия в режиме онлайн и 24/7.
  • Регистрация и верификация участников системы раскрытия, проверка полномочий, регистрационных документов.
  • Консультационная и технологическая поддержка субъек­тов раскрытия в части сбора исходных данных, подготовки и публикации нефинансовой отчетности.
  • Обеспечение необременительного доступа к опубликованной информации по сети Интернет для заинтересованных лиц, поддержка потребителей нефинансовой информации.
  • Обеспечение доступа к опубликованной информации по спе­циализированным информационным каналам (API, email, ftp).

Методы и механизмы

Какими инструментами участник экосистемы реализует свою основную функцию?

Основной функцией платформы раскрытия является обеспечение круглосуточного онлайн-доступа к функционалу публикации такой отчетности, а также к самой опубликованной отчетности, разработка и поддержание электронных каналов предоставления такой отчетности.

Деятельность специализированных платформ раскрытия регламентируется следующими документами:

  • Технические условия Банка России по осуществлению деятельности в области раскрытия информации;
  • Положение Банка России от 13 октября 2014 г. № 435-П;
  • Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (утв. Банком России 27 марта 2020 г. № 714-П);
  • Правила листинга ПАО Московская Биржа, Приложение № 5;
  • Указание Банка России от 23 декабря 2019 г. № 5364-у;
  • Положение Банка России от 29 октября 2014 г. № 439-П;
  • информационное письмо о рекомендациях по раскрытию публичными акционерными обществами нефинансовой информации, связанной с деятельностью таких обществ, от 12 июля 2021 г. № ИН-06-28/49.

Иные платформы раскрытия: Постановление Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2022 г. № 707 «Об утверждении Правил представления и проверки отчетов о выбросах парниковых газов, формы отчета о выбросах парниковых газов, Правил создания и ведения реестра выбросов парниковых газов и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Состав участников

Какие российские и зарубежные организации являются примером участника экосистемы?

Примеры российских организаций:

  • Интерфакс – Центр раскрытия корпоративной информации;
  • информационное агентство АК&M;
  • информационное агентство АО «АЭИ «ПРАЙМ»;
  • информационное агентство ООО «СКРИН»;
  • информационное агентство «АЗИПИ».

В зарубежных юрисдикциях после принятия стандартов ISSB, нового регулирования SEC и ЕС продолжится конвергенция платформ раскрытия. ESG-информация последовательно интегрируется в традиционные системы раскрытия и анализа информации (EDGAR, Bloomberg, Refinitive, Morningstar, Dun & Bradstreet и т. д.).

Драйверы

Какие факторы оказывают основное влияние на данного участника экосистемы?

  • Регуляторное воздействие. Принятие нормативных актов и федеральных законов в российской юрисдикции, регламентирующих порядок и сроки составления и раскрытия нефинансовой отчетности, окажет существенное влияние на платформы раскрытия. Важной особенностью в данном вопросе является консолидированное мнение эмитентов и профессионального сообщества о необходимости слияния финансовой и нефинансовой отчетности, которое нашло отражение в Рекомендациях Банка России по раскрытию публичными акционерными обществами нефинансовой информации, связанной с деятельностью таких обществ, от 12 июля 2021 г. № ИН-06-28/49.
  • Вторым существенным драйвером на текущий
    момент является уход с российского рынка международных провайдеров в сфере ESG. Уход международных рейтинговых агентств, сокращение доли иностранных инвесторов повлекли за собой изменение инфраструктуры рынка в 2022 г. Происходит переориентация на потребителей ESG-информации внутри страны.

Ключевые тенденции

Что происходит с участником экосистемы, его местом, продуктами, значением?

Международные подходы в части публичного раскрытия ESG-информации предполагают, что она во все большей степени будет интегрироваться в стандартную финансовую отчетность. В частности, проект разработанных Советом по международным стандартам отчетности в области устойчивого развития (International Sustainability Standards Board, ISSB) гласит, что субъект раскрытия обязан раскрывать информацию, предусмотренную стандартами раскрытия информации об устойчивом развитии МСФО, как часть общей финансовой отчетности (п. 72).

Банк России рекомендует публичным компаниям включать ESG-данные в годовую отчетность или раскрывать отдельно на сайте общества в интернете и на странице, предоставляемой аккредитованным агентством (см. Информацион­ное письмо о рекомендациях по раскрытию публичными акционерными обществами нефинансовой информации, связанной с деятельностью таких обществ). Проект директивы ЕС об отчетности в области устойчивого развития преду­сматривает включение ESG-информации в единую базу данных корпоративной отчетности ЕС (European single access point).

Второй существенной тенденцией, которая пока развивается параллельно, является попытка кредитных организаций создавать собственные или объединенные цифровые системы для сбора и анализа нефинансовой отчетности. Примерами таких систем могут служить сервис СберБанка «Зеленая цепочка поставок», анонсированная ПСБ цифровая платформа ESG и др. Подобные системы должны обеспечить учет ESG-факторов при оценке заемщика/поставщика.

Уровень зрелости

В какой степени соотносится состояние развития российских элементов экосистемы с международным уровнем?

Существующая инфраструктура раскрытия информации на рынке ценных бумаг способна и уже частично выполняет функцию по раскрытию нефинансовой отчетности, более 70 % нефинансовых отчетов публикуются на сайтах агентств системы раскрытия. Запрос на сокращение сущностей в раскрытии активно поддерживается как регулятором, так и участниками рынка.

Авторы секции

Кем подготовлено описание участника экосистемы?

Информационное агентство «Интерфакс»

www.interfax.ru

Интерфакс – крупнейшая в России негосударственная информационная группа, создатель передовых информационно-аналитических систем для B2B, одно из ведущих в стране и наиболее цитируемых в мире российских информационных агентств. В числе самых известных ­ИТ-продуктов группы – СПАРК, СКАН, X-Compliance, «Маркер», RU Data, Центр раскрытия корпоративной информации.

Исполнители:

Герасимов Владимир Владимирович, первый заместитель генерального директора
Полетаев Олег Викторович, директор по развитию цифрового бизнеса
Романенко Александр Алексеевич, руководитель проектов службы раскрытия информации

Валидация секции

Кем выполнен обзор и анализ описания участника экосистемы?

Бик Светлана Ивановна, руководитель Экспертно-аналитической платформы «Инфраструктура и финансы устойчивого развития»


Редакция от декабря 2022 года.